Проект по патриотическому воспитанию "Мой мир"

Автор: Копытова Екатерина Талгатовна

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Актуальность разработки и реализации проекта

Нравственно патриотическое воспитание одна из основных задач нашего времени, так как является одним из важнейших элементов общественного сознания, которое составляет основу жизни способности любого общество и государства. Нравственно патриотическое- воспитание это одно из направлений социального развития и не может рассматриваться вне этого контекста. 

В дошкольный период формируются ценностные ориентации, нравственные качества ребенка, составляющие духовную основу его личности. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. По этому, все то, что усвоено в этот период: знания, навыки привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. 

Социальное развитие рассматривается как процесс адаптации ребенка к социальной действительности, развитие его способностей взаимодействию со сверстниками и взрослыми, формирования позитивной “Я - концепции” Процесс социализации заключается в индивидуализации личности ребенка через эмоциональное понимание им себя, своей самоценности и своей связи с миром.

Как бы хорошо физически, эстетически не был развит человек, без

сформированной социальной компетентности он не сможет реализовать свой личностный потенциал, быть в гармонии с собой и окружающим миром.

 

Социальная компетентность предполагает наличие следующих компонентов:

-Когнитивный. Этот компонент, связан со способностью понять другого человека, его интересы, настроение, заметить эмоциональные проявления, понять свои собственные особенности, умение соотнести свои чувства и желания с возможностями и желаниями других. 

-Эмоционально-мотивационный. Этот компонент включает в себя отношение к другим людям и сому себе, стремление к самовыражению и самоуважению, уважение других людей, способность радоваться чужим успехам и достижениям, осознавая ценность своей личности даже при неудачах и поражениях.

-Поведенческий. Связан с выбором позитивных способов разрешения конфликтов, умение договариваться, устанавливать новые контакты; выбирать способы общения учитывающие как собственные индивидуальные особенности, так и индивидуальные особенности того с кем ребенок общается.   

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этических способов общения. Сформированность межличностных отношений в свою очередь становится нравственной основой формирования у детей чувства патриотизма, которое является высшим социальным чувством. В дошкольном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, интенсивно развиваются. К концу дошкольного детства чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. По этому, воспитательно-образовательный процесс должен охватывать всю полноту данного направления. Чтобы воспитать чувство любви к родине, прежде всего, нужно воспитать в ребенке чувства, на базе которых эта любовь может быть сформирована, и создать такие эмоционально-познавательные основы, на которые она будет опираться. Если патриотизм рассматривать как привязанность к своей Родине, то ребенка, прежде всего, нужно научить быть привязанным к чему-то или к кому- то,   быть ответственным в любом, даже маленьком деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживание как человеческого чувства. Способность к сочувствию является одни из свойств человека, как общественного существа. Поэтому работа по формирования чувства патриотизма не может быть ограниченно только накоплением определенного багажа знаний о своей стране. Процесс воспитания патриотических чувств должен включать все аспекты этого понятия: от формирования положительной « Я – концепция» , привязанности к своим друзьям , семье, детскому саду, ответственного отношения, развития интереса прошлого и настоящему своей страны, уважение к другим народам, до умения любить и в том числе свою Родину. 

Нравственно патриотическое воспитание в ДОУ, как одно из направлений социального развития, достигается не столько какой – либо системой специальных мероприятий, сколько общая организация жизни группы, насыщенностью эмоционально - познавательными видами деятельности. Принципиально важным при этом является создание предметно-развивающей среды. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение задач стоящих перед современной дошкольной педагогической наукой и практикой невозможно без создания современной предметно развивающей среды. Она обеспечивает гармоничное взросление детей и их успешную самореализацию в мире детства. Среда , являясь источником индивидуальных знаний и социального опыты, помогает сберечь игровой мир детей, органично включить их вне игровые занятия, то есть объединить обучение и игру, освоить такие личностные качества как, активность,  инициативность, любознательность, целенаправленность. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно - речевую и познавательно – творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Такая среда стимулирует развитие широких социальных интересов и познавательную активность детей. 

Зачастую работа в ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию носит эпизодический характер и сводится к формальному накоплению определенных знаний. Оформленные уголки (центры, зоны) по  патриотическому воспитанию мало востребованы детьми и выполняют, как правило, информационную функцию, не базируется на личном опыте и интересах ребенка. Пособия, находящиеся в них, не побуждает ребенка, действовать творчески, самостоятельно или совместно со сверстниками.

Проблема: как, каким образом сформировать у ребенка чувство патриотизма, учитывая полному и многогранность этого понятия, которое станет фундаментом его личности, обеспечив ему гармоничное мироощущение и успешную адаптацию к любым новым социальным условиям. 

Гипотеза: формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет успешным, если обеспечить целостность и многогранность образовательное воспитательный процесс по данному направлению, средствами  предметно развивающей среды, базирующаяся наличном опыте интересах  возрастных особенностям ребенка, стимулирующей к творчеству, познанию ,эффективному   взаимодействию со сверстниками и взрослыми, позволяющей проявлять и развивать свою индивидуальность обеспечивающее ежедневное «погружение» ребенка в данную тему.

Цель: сформировать у детей основы патриотического сознания средствами предметно развивающей среды, объединяющей все направления нравственно- патриотического воспитания.

        

 Задачи: 

Разработать и реализовать модель предметно развивающей среды способствующей эффективному формированию нравственно патриотических чувств. 

Обеспечить обогащение предметно развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию разнообразными игровыми и дидактическими и игровыми материалами.

Развивать у детей нравственно патриотические чувства, формирующие основы гражданского сознания.

Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку чувство комфортности, успешности, возможность проявлять индивидуальность творчества.

Сформировать, расширить, углубить знание и представление детей о прошлом и настоящим родного города края страны мира

 

Сроки реализации проекта: 2016-2019 гг.

 

Целевые участники: дети, педагоги, родители.

 

Концептуальные основы реализации проекта

Концептуальная идея  –  создание гибкой,  целостной системы работы по нравственно патриотическому воспитанию, которое охватывала бы все стороны данного направления удовлетворяла бы природную потребность детей в познании, самореализации,  творческой активности, обеспечивала бы развитие компетентности об окружающей социальной действительности, способствовала бы воспитанию чувства самоуважения толерантности, терпимости к другим людям, любви к малой и большой Родине.  Основным  компонентом реализации этой идеи является специально организованный центр, на базе которого строиться вся работа по нравственно – патриотическому воспитанию.

Данный центр отвечает следующим требованием ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде.

Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. 

Развивающий центр смоделирован таким образом, что позволяет разместить в нем материал по всем направлениям нравственно патриотического воспитания. В нем предусмотрено пространство как для информационно – познавательного материала, так и для творческой деятельности. Организация работы в данном центре стимулирует коммуникативно - речевую активность ребенка, базируется на его личном опыте, активизирует познавательную активность и стремление к самовыражению.

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. 

Организация взаимодействие детей с данным развивающим центром выражается в следующих тезисах: «Знаю сам – расскажу всем» , «Хочу узнать – спрошу у того, кто знает», «Мой мир интересен всем- мир других интересен мне», «Создаем вместе с участием каждого».

Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безлопастной. 

Идея организации центра предполагает периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В создании этого центра предусмотрена возможность реагировать ,  на изменения обстоятельств ситуаций ,желаний и интересы ребенка; предусмотрено гибкое и вариативное использование пространства, которое имеет характер открытой не замкнутой системы, способной к корректировки и развитию. Данный центр является не то только развивающим но и развивающимся. 

 

Организованная предметно - развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию будет выполнять следующие функции:

Образовательную. Материалы, размещенные в центре, будут способствовать повышению компетентности детей, обеспечат не только информационную насыщенность, но возможность и стимул  детей к взаимообучению.

Развивающую. Материалы, размещенные в центре, будут соответствовать «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития» каждого ребенка в группе. Взаимодействие детей с материалами в данном центре предполагает решение задач  образовательно-воспитательного процесса не только социального, но и интеллектуального и эстетического характера; развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 

Воспитывающую. Содержания материала размещенного в данном центре направленно на формирование нравственно - патриотических чувств. Идея организации данного центра обеспечит «погружение»

ребенка в разнообразную деятельность в данном направлении. Это позволит создать непрерывный процесс воспитания и избежать ограничения этого процесса формальным накоплений знаний. Кроме того организация взаимодействия детей с предметно - развивающей средой станет основой для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованно поведения,  бережного отношения. 

Стимулирующую. Стимулом будет являться то, что ребенок может сам преобразовывать пространство, материал развивающего центра базируется на личном опыте и интересе ребенка. Так же постоянная смена, обновления и дополнение материала яркость и эстетичность оформления привлекут внимания детей.

Организующую. Цель этой функции предложить ребенку материал для его активной деятельности.

Коммуникативную. В самой идеи организации предметно – развивающего пространства заложено то, что взаимодействие ребенка с материалами центра не возможно без взаимодействия между собой педагогами, родителями. Использования материалов данного центра будут побуждать ребенка коммуникативно – речевой деятельности, способствовать развитию монологической и диалогической речи, расширять словарный запас детей и стимулировать желания и потребности ребенка использовать вербальные способы общения.

 

Воспитательно - образовательная работа по нравственно – патриотическому воспитанию будет строиться таким образом, что любое мероприятие, событие по данному направлению найдет свое отражение в центре по нравственно - патриотическому воспитанию будет иметь свое дальнейшее развитие и перспективу. В некоторых случаях организованная деятельность в развивающем центре будет являться самостоятельной формой работы. 

Основными формами организованной деятельности в развивающем центре по формированию нравственно патриотических чувств станут: 

Создания тематических фотовыставок, фотоальбомов  и тематических  папок, позволит детям вновь возвращаться к прошедшим событиям; привлечет к работе родителей; поможет детям сформировать представление о временной перспективе личности, почувствовать себя значимым субъектом коллектива. Дети смогут пополнять папки и фотоальбомы новым материалом, а так же проявить творчество и инициативу предлагая новые темы фотовыставок и тематических папок. 

Контурные карты. Постепенное заполнение контурных карт совместно с детьми, поможет расширить компетентность ребенка о природных географических объектах. Так как у ребенка будет возможность вернуться к полученной информации, знания станут более прочными. Возможность дополнить контурную карту объектами из личного опыта и рассказать об этом сверстникам и взрослым станет дополнительным стимулом обращаться к данной форме работы.  Работу в контурных картах привлечет детей к активным действиям совместно со сверстниками. Дети будут заполнять контурную карту по инициативе воспитателя (в соответствии с перспективным планом) или по желанию самого ребенка (из полученного личного опыта). Эта форма работы будет способствовать развитию познавательных процессов компетентности; стимулировать детскую активность, способность к само – и взаимообучению; конструктивному общению триаде «Взрослый – ребенок», «Ребенок – ребенок», «Ребенок - взрослый». Дополнение данного раздела фотографиями иллюстрациями с изображением природы, городов, поселков и т.д. будет вызывать в детях  эмоциональный эстетический отклик.

Мини – музей. Коллективное создание мини – музеев, тематических выставок поможет сформировать представление ребенка о себе, как об активном члене детского общества; объединить детей и родителей по достижению заданной цели; углубит, систематизирует и расширит представление детей об окружающем мире. Выполнение роли «экскурсовода» для «посетителей» музея (детей других групп детского сада, родителей) научит ребенка четко и ясно высказывать свои мысли, уверенно чувствовать себя во время публичного выступления ; будет способствовать формированию ответственности и чувству собственной значимости. 

Тематические мини – сочинения. Создания сочинений совместно с родителями расширит представление детей об истории семьи в контексте об истории родной страны; объединит детей и родителей в совместной деятельности. Возможность вновь перечитать свою историю, рассказать о ней своим друзьям, услышать историю других семей будет формировать в детях о том, что каждая семья является частью всей страны.  Создавая сочинения, дети смогут научиться излагать свои мысли в письменном виде. 

Организация индивидуального пространства «Знакомьтесь – это я». В этой форме организованной деятельности заложена идея о том, что основой и началом развития нравственно – патриотических чувств является формированием у ребенка положительной « Я – концепции». В рамках данной работы ребенок сможет научиться осознавать свои чувства и эмоции, понимать чувство эмоций других людей; давать оценку тем или иным действиям и поступкам других людей и самого себя. Идея данной формы работы предполагает развитие способности ребенка радоваться успехам достижения других, понимания своих прав и обязанностей. Данная форма деятельности предполагает ознакомление ребенка с правилами работы с символическими и условными обозначениями. Символические обозначения используются в следующих разделах: «Мое настроение», « Ты сегодня лучше всех», « Я хочу сказать тебе». В разделах «Что я хочу рассказать о себе», «Пишу письмо», дети передают свою мысль с помощью рисунков или письменного текста. Раздел «Наше солнышко» позволит ребенку почувствовать себя в центре внимания, а другим детям проявить любовь, внимание и заботу, по отношению к своему товарищу. 

 Кармашки – копилки. Выполненные из призрачного материала, они предназначены для наполнения их материалом на заданную тему, например: «Замечаю интересное» , «Мои идеи» и т.д. дети рисуют или пишут то, чем они хотят поделиться с другими в рамках заданной темы. Ребята учатся видеть прекрасное в простых вещах, что способствует формированию эмоционального восприятия окружающей действительности, формированию понимания возможности творческого преобразования мира. 

Ожидаемый результат:

Предметно – пространственная среда.

Организованный центр на базе которого строиться воспитательно - -образовательная работа по нравственно- патриотическому воспитанию.

Дидактические игры, познавательная литература, информационный наглядный материал.

Самостоятельно созданы тематические фотоальбомы и папки.

Коллекция экспонатов тематических мини выставок.

Дети 

Сформированный положительный образ «Я»

Сформированная способность к восприятию уважению другого человека, толерантность и терпимость у другим людям.

Сформированная творческая позиции при речении задач дидактического или социального характера. 

Целостное представление о социальной действительности, городе, крае, стране, мире. 

Сформированная способность эмоционально реагировать на различные события, обстоятельства, информацию, художественные произведения, связанные с патриотической направленностью.

 

Информационно – образовательный продукт.

Методические рекомендации «Организация воспитательно -образовательной работы по нравственному – патриотическому воспитанию»

Аналитический доклад об итогах реализации проекта «Мой мир – открытая книга»

Видео презентация реализации проекта « Мой мир – открытая книга» .

 

     Этапы работы

Организационно – подготовительный этап (2016 – 2017)

 

Составление проблемно – ориентированного анализа.

Всестороннее изучение психолого – педагогической и научно – методической литературы.

Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

 

Технологический этап (2016 – 2019)

 

Разработка модели обогащенной предметно – пространственной развивающей среды группы.

Разработка эскизов развивающего игрового оборудования.

Определение основных ресурсов для реализации проекта.

Выработка плана конкретных действий по воплощению разработанных эскизов развивающего  игрового оборудования.

Практическая деятельность по реализации проекта.

 

Рефлексивно – обобщающий (2019)

 

Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации.

Принятие тактических и стратегических решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x