Проект по экологии "Волшебница - вода"

Автор: Оленина Светлана Владимировна, Куртаева Галина Владимировна

 

            Проект по экологическому воспитанию детей

                              «Волшебница- вода»

                (подготовительная к школе группа)                               

 

 

 

                                                                            

 

                                                    Выполнили:

                    Оленина С. В. ,высшая квалификационная категория

                     Куртаева Г.В., первая квалификационная категория

                           

                                      

                                                  2017г

Тип проекта:

Направленность: исследовательский, познавательно-творческий

Организация: взросло-детский, исследовательский

Продолжительности: долгосрочный (месяц)

Место проведения:  МБДОУ «Детский сад №461»

 

Форма представления:

Презентация, экологическая викторина с элементами экспериментирования, фотовыставка, коллажи.

 

Форма реализации:

-непрерывная образовательная деятельность

-самостоятельная деятельность детей

-работа с родителями

-взаимодействие всех субъектов образовательного процесса : педагоги-дети-родители

                                         Актуальность :

 

                                                               Природа – богатейшая кладовая,

                                                      неоценимое богатство для интеллектуального,

                                                         нравственного и речевого развития ребёнка.

                                                                                 /В. А. Сухомлинский/

Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Важность экологического воспитания прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

« …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»

Научив ребенка просто закрывать за собой кран, мы научим его беречь воду. Свою работу мы проводили на природе, в детском саду и в домашних условиях. Почему была выбрана тема «Волшебница-вода»? Эта тема сама привлекла и заинтересовала детей. Ведь мы знаем, что вода первое, что притягивает интерес ребенка. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования в сельском хозяйстве. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Вода нужна всему живому на Земле.

 

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием информационно- коммуникационных технологий.. Обогатить развивающую предметно-пространственную  среду в группе. Привлечь родителей к совместной творческой работе.

Цель:

Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

 

Задачи:

1.Совершенствовать представления детей о свойствах воды: текучесть, запах, прозрачность, вкус, выталкивающая сила воды, вода в разных состояниях, круговорот воды в природе.

 

 

2.Показать значение воды в жизни живых существ, сформировать у детей знания о воде: кому она нужна, для чего и как человек использует воду.

3.Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.

4Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

 5. Развивать навыки проведения лабораторных опытов и самостоятельность в процессе исследовательской деятельности.

 

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Этапы проекта:

-информационный

-творческий

-заключительный

 

Участники:

дети, родители воспитанников, педагоги

Срок реализации: месяц

Формы работы с детьми:

- беседы

- просмотр познавательных фильмов и мультфильмов

- рассматривание иллюстраций

- включение в образовательную деятельность лэпбука «Вода»

-сюжетно-ролевые игры

-дидактические игры

-выставки детского творчества

-чтение и обсуждение литературных произведений

-конструирование

- загадки и пословицы

-наблюдения

-эксперименты

-опыты

-труд

- Прослушивание и разучивание песенок

- интерактивные игры

-физминутки, динамические паузы

-пальчиковые игры

 

Формы работы с родителями:

-анкетирование

-пополнение развивающей предметно-пространственной среды

-проведение экспериментов для детей в группе

-сбор информации в познавательную копилку «Где живёт вода?»

-консультации

-совместные выставки детей и родителей

-проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”

 

                                   Реализация проекта

 

 

 

 

 

 

 


 


Этап

                       Содержание

                                   Цель

             Участники

  И

 

  Н

 

  Ф

 

  О

 

  Р

 

  М

 

  А

 

  Ц

 

  И

 

  О

 

  Н

 

  Н

 

  Ы

 

  Й

Сбор информации в познавательную копилку «Где живёт вода»

 

 

Занятия познавательного цикла

 «Вода вокруг нас »

 «Удивительные свойства воды»

 Опыт № 1. Вода – это жидкость.

 Опыт № 2. Вода не имеет формы.

 Опыт № 3. Вода прозрачная.

 Опыт № 4. У воды нет запаха.

 Опыт № 5. У воды нет вкуса.

 Опыт № 6. Пар – это тоже вода.

«Загрязнение окружающей среды – водоёмов»

«Виды водоёмов»

«Круговорот воды в природе»

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по развитию речи «Обитатели морских водоёмов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдения

- за водой

- за испарением воды

-за снегом

-за снегопадом

-за снежинками

 

 

 

 

 

Чтение литературы:

Б. Заходер «Что случилось с рекой»

Т.Маршалова «Капля дождевая»

В.Иванова «Трудолюбивая вода»

Н. Каноненко «Хмурое утро», «Капельки»

В.Орлов «Ты скажи мне реченька лесная»

 

Просмотр познавательных фильмов:«Круговорот воды в природе»

«Путешествие капельки»

«Откуда берётся дождь»

«Рассказ о болоте»

«Что такое река»

«Виды водоёмов»

Просмотр познавательного мультфильма»

«Что такое снег? Какие бывают снежинки»

 

Прослушивание аудио записей из цикла «Звуки природы», «Шум моря» «Шум океана»

 

Проведение опыта с яйцом в пресной воде и в солёной воде.

 

 

Проведение опыта «Пизанская башня»

1. Привлечь родителей и детей к поиску информации.

 

 

1.Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, о её бережном использовании.

2.В ходе экспериментирования углублять знания детей о свойствах воды.

3. Развивать познавательный интерес детей.

4.Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.

5.Познакомить детей с видами водоёмов: озеро, река, болото.

6. Формировать у детей знания о круговороте воды в природе.

 

 

 

 

1. Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ об обитателях морских водоемов, используя план-схему; учить связности в высказывании; развивать умение использовать в речи прилагательные и глаголы.

 

 

 

 

1. Продолжать знакомить детей с тремя состояниями воды: жидким, твёрдым, газообразным.

2.Развивать наблюдательность и внимание детей.

3. Углублять знания детей о свойствах воды.

 

 

 

 

1.Вызвать интерес к чтению художественных произведений.

2..Способствовать развитию у детей бережного отношения к воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вызвать интерес детей к просмотру познавательных фильмов.

2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе .

3. Совершенствовать знания детей о видах водоёмов.

4. Развивать познавательную активность детей через просмотр познавательных фильмов и мультфильмов.

5. Познакомить детей откуда берётся снег и дождь.

 

 

 

 

 

1.Вызвать у детей познавательную активность.

2.Развивать слух.

 

1. Познакомить детей со свойством солёной воды- солёная вода тяжелее пресной.

 

1. Познакомить детей со свойством воды- 

Вода- растворитель.

Воспитатели, дети, родители.

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 Т

 

  В

 

  О

 

  Р

 

  Ч

 

  Е

 

  С

 

  К

 

  И

 

  Й

 

 

 

Занятия по художественно-эстетическому  развитию:

Рисование «Природные водоёмы»

«Золотая рыбка»

Аппликация «Аквариум»

Лепка (пластилинография) «Обитатели водоёмов»

 

Занятие по ручному труду, конструирование:

Коллективная работа «Рыбки» (оригами)

 

 

 

Драматизация сказок:

«Снегурочка»

Отрывок «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры: «Отважные мореплаватели», «Корабль», «Семья» (сюжет мытьё куклы)

 

 

 

 

Дидактические игры : «Три состояния воды» , «Где живёт вода» , «Воздух, земля, вода»

 

Подвижные игры:

«Удочка». «Море волнуется». «Ходят капельки по кругу»

 

 

Организация выставок:

 «Путешествие капельки» (рисунков)

«Вода- источник жизни на земле»(фото)

 

 

Изготовление стенгазеты:

 «Мы и вода»

 

 

 

Изготовление лэпбука «Вода» и работа с лэпбуком

 

 

 

Изготовление пособия «Наша лаборатория»

 

 

Вечер экспериментов и опытов

«Волшебница вода» (с привлечением родителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формировать у детей изобразительные навыки.

Развивать у детей творчество.

3. Закреплять навыки рисования акварелью.

 

 

 

1. Продолжать формировать умение детей работать с цветной бумагой.

2.Развивать внимание, память.

3.Развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

1.Вызвать желание драматизировать знакомую сказку.

2.Развивать интонационную выразительность.

 

 

1. Продолжать учить детей развивать сюжет игр, используя ролевые диалоги и необходимый атрибуты для игры.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

 

1.Закреплять полученные знания через дидактические игры.

2. Учить соблюдать правила в игре.

 

 

1. Развивать двигательную активность детей.

 

 

Привлечь родителей к совместному сотворчеству.

 

 

 

 

 

Привлечь родителей к совместному сотворчеству.

 

Приобщить родителей к совместной активной работе

 

 

 

Приобщить родителей к совместной работе.

 

 

1.Приобщить родителей к совместной активной и творческой работе.

2.Развивать познавательную активность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

Воспитатели, дети, родители.

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети, родители.

 

 

 

Воспитатели, дети, родители

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

Воспитатели, дети, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  З

 

  А

 

  В

 

  Е

 

  Р

 

  Ш

 

  А

 

  Ю

 

  Щ

 

  И

 

  Й

-Создание развивающей предметно- пространственной среды

 

- Экологическая викторина с элементами экспериментирования.

 

 

-Участие в Международном игровом конкурсе «Человек и природа»

 

 

Воспитатели, дети, родители.

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предполагаемый результат:

 

- Знают свойства воды

-Знают три состояния воды

-Имеют представления о круговороте воды в природе

-Знают об необходимости воды в жизни

-Знают где используют воду

-Знают кто живёт в воде

-Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

- Умеют определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.

-Умеют применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

-Пользуются специальной терминологией, ведут  конструктивную беседу в процессе совместной и  самостоятельной исследовательской деятельности.

-Повысился уровень любознательности, наблюдательности.

- Словарный запас пополнился новыми  понятиями.

- Самостоятельно делают выводы и выдвигают гипотезы

 

Результативность проекта:

В ходе проекта воспитанники пополнили и  расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Ребёнок осмысленно, зная о проблеме чистой воды на земле, не пройдёт мимо включенного крана, или крана из которого просто капает вода. Будет бережно относиться к водоемам. Вырастит экологически грамотным человеком. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар, вода), обладает выталкивающей силой. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

При работе над проектом была пополнена развивающая предметно-пространственная среда:

- дидактическая игра «Три состояния воды»

- лэпбук «Вода»

- пособие «Наша лаборатория»

- материал для экспериментов

-демонстрационное пособие «Вода»

-художественные книги о воде

-видеотека познавательных фильмов и презентаций «Виды водоёмов», «Круговорот воды в природе», «Путешествие капельки», «Что такое снег», «Что такое река» и др.

 

Используемая  литература:

1.Николаева С. Н. «Парциональная программа «Юный эколог» Система работы в подготовительной к школе группе  детского сада » Москва. Мозаика-Синтез 2013г

2.Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Москва. Мозаика- Синтез 2013г

3.Посылкина Р. Ю. , Николаева Л. И. «Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

Нижний Новгород 2002г

4. Серебрякова Т. А. , Тиманкина С. В. « Подходы к организации эколого- развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения»

Нижний Новгород 2006г

5. Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте»

Нижний Новгород 2004г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт «Пресная и солёная вода»

Цель: показать детям, что солёная вода тяжелее, чем пресная.

Материал:

-две полулитровые банки

- одна литровая банка

- три сырых яйца

- две столовые ложки соли

- вода

1. Возьмём две полулитровые стеклянные банки. Одну из них наполним чистой водой. Опустим в неё сырое яйцо. Оно утонет, пойдёт ко дну.

2. Во вторую банку нальём чистой воды и добавим поваренную соль (две столовые ложки на пол литра воды). Опустим сырое яйцо, Яйцо будет плавать.

Солёная вода тяжелее,  недаром в море плавать легче, чем в реке.

3. Возьмём третью банку (литровую). Положим сырое яйцо на дно банки и будем по очереди наливать воду пресную и солёную, яйцо не будет всплывать на поверхность и не пойдёт ко дну, оно будет держаться как подвешенное, посреди раствора.

 

 

 

 

 

 

                                       Опыт «Пизанская башня»

 

Цель: познакомить детей со свойством воды – вода- растворитель.

Материал:

- тарелка

-кубики сахара

-стакан с водой

-краситель

 

1. Построим на тарелке башню из кубиков сахара, поставив их друг на друга.

2. В стакане с водой разведём краситель.

3. Осторожно нальём немного жидкости в тарелку ( не на башню)

4. Наблюдаем, что происходит.

Вода является хорошим растворителем, вода проникает в сахар и поднимается вверх. Когда сахар растает в воде башня рухнет.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

Девиз команды « Капельки» - Команда капелька иди вперёд, Нас впереди победа ждёт.

Капля: Дорогие участники! Вас ждут сегодня сложные конкурсы, интересные вопросы. Но вы у нас молодцы и мы верим, что у вас всё получится. За каждый правильный ответ каждая команда получает по капельке. Давайте представим наше жюри, которое нам будем докладывать о наших результатах.

 Итак, участники команд вам первое задание «ЗАГАДКИ» : Вам нужно будет по очереди отгадать загадки о разных состояниях воды в природе, за каждый правильный ответ получаете один балл:

1 Резвый парень босоногий

Пробежался по дороге.

Он прибил седую пыль ,

И полил в степях ковыль (дождь)

2 За деревья и кусты

Он цепляется упрямо.

На рассвете видишь ты

Клочья белого (тумана)

3 На мне юбка кружевная,

А сама я ледяная.

Я кружусь, как  балеринка ,

Угадали ? Я…(снежинка)

4 Я прозрачна , как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю,

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю (сосулька)

5 По небу летит,

Из капелек состоит .

Капель много соберется

И вода дождем прольется ( облако)

6  Она на листике висит,

Переливается, блестит. ( капля росы)

Капля: Слушаем наше жюри.

Переходим ко второму испытанию. Обе команды получают конверты с картинками. Вам нужно отобрать картинки где живёт вода. За правильный ответ каждая команда получает по капельке.

(по ребёнку из каждой команды дают свои ответы, выставляя картинки на наборном полотне.)

Капля: Слушаем наше жюри.

Переходим к следующему заданию. Каждой команде надо выбрать схематичное изображение свойств воды.

(по ребёнку из каждой команды дают свои ответы, выставляя картинки на наборном полотне.)

Капля: Слушаем наше жюри.

Уважаемые игроки! Вы наверное устали. Давайте отдохнём! Поиграем в игру «К речке быстрой»

К речке быстрой.
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
И отправимся домой

 

Капля: Молодцы, ребята! Следующее испытание – игра «Четвёртый лишний». На экране показываются картинки, дети должны ответить какая картинка лишняя и объяснить почему.

1.     Дождь, роса, лед, туман

2.     Лед, туман, снег, иней

3.     Сосулька, капля, снежинка, иней

4.     Речная вода, град, дождь, капель

Капля: Слушаем наше жюри. А теперь конкурс капитанов! Выходите капитаны к нам. ( каждый выбирает карточку). Капитан команды «Снежинки» показывает опыт, который говорит нам , что вода- бесцветна. А капитан команды «Капельки» показывает опыт, который говорит нам, что вода- это жидкость.

(опыты)

Капля: Слушаем наше жюри. А теперь последнее задание для наших команд «Кто быстрее соберёт картинку»

(обеим командам даются конверты с разрезными картинками)

Капля: Слушаем наше жюри.

Молодцы, ребята! Какие вы дружные, смелые, умные! За хорошую работу полагается награда! Я хочу вас наградить медалями! (награждение) Но это еще не всё. Я приготовила для вас интересный эксперимент. Хотите посмотреть? Называется он : «Вулканы»

 

Смесь для извержения:

- сода – 2 столовые ложки,

- уксус -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка (гуашь)

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

Приступаем к эксперименту.

В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете;

насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла и уксуса

 

Капля: Ну, что, ребята, вам понравился мой сюрприз? А теперь мне пора, до свиданья, детвора!

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x