Автор: Скслова Екатерина Сергеевна
Многие педагоги полагают, что работать с одарёнными детьми легко. Думается, что одарённые дети - подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Легко тогда, когда не представляешь всей серьёзности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и осознанием важности миссии.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым мало только школьного учебника. Одна из задач учителя начальных классов поддержать развитие индивидуальности, не растерять, не затормозить рост способностей.
В единой структуре подготовки к олимпиадам выделяются следующие компоненты:
Доминирующая роль познавательной мотивации
Возможность прогнозирования и предвосхищения
Исследовательская творческая активность
Способность к созданию идеальных эталонов.
Возможность достижения оригинальных решений.
Формы и методы работы учителей начальных классов, установленные при развитии творческих способностей учащихся:
Формы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания); консультирование по возникшей проблеме; кружки, общества; дискуссия; игры.
Методы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.
Наиболее эффективными, формами организации совместной деятельности педагогов и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются: научно-практические конференции, консультации; кружки; подготовка к олимпиадам, урочная деятельность.
Постепенно в процессе участия в олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях и происходит формирование разносторонних связей между учащимися.
Развитие познавательных потребностей ребёнка осуществляется в рамках индивидуальной работы и дополнительного образования, которое строится на основе таких принципов:
создание условий для духовного и личностного роста учащихся; поощрение всех форм исследовательской активности;
интеграция тем и проблем при изучении содержания;
высокий уровень насыщенности содержания обучения;
открытый характер проблем и вопросов для изучения;
активные, проблемно-диалогические методы обучения;
направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка;
совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися;
высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей. Составной частью творческих способностей является теоретическое мышление и познавательная активность. Вся работа учителя начальных классов в указанных направлениях создает базу для: развития творческих способностей учащихся, развитию их интереса к учению, к выделению группы наиболее перспективных детей.
Развитие творческих способностей возможно только при:
реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании;
интеграции содержания и подходов;
использование новых технологий развивающего обучения;
специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении;
создании постоянных и проблемных творческих групп для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.
Если говорить о результативности подготовки учеников начальной школы к олимпиадам и конкурсам, то за последние 3 учебных года более ста учеников стали победителями Всероссийского конкурса «Познание и творчество».
Каждый учебный год в районе и городе проходят предметные олимпиады и интеллектуальные марафоны для учащихся начальной школы. Принять участие в олимпиадах районного и городского уровней могут не более трёх учеников выпускников четвёртых классов учебного заведения.
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
comments powered by HyperComments