работа с родителями

Автор: Нелюбина Юлия Владимировна

СЕМЬЯ – КОЛЫБЕЛЬ ЛЮБВИ

 

 

В связи с глубокими изменениями, происходящими в нашем обществе, в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации находятся современные семьи. Падение жизненного уровня большинства семей, рост разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей приводит к обострению семейных отношений.  Следовательно, в современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь и прежде всего понимание со стороны школы. Необходимо выстраивать иные подходы взаимодействия семьи и школы. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сотворчество», «соучастие», «сорадость». Потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны – и школа, и семья.

 

 

Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.  

В.А.Сухомлинский

Нет на Земле более сильного, нежного и трогательного чувства, чем чувство любви к детям, которое ничем нельзя измерить…Да и можно ли вообще измерить любовь? Где же рождается это прекрасное чувство? Конечно же, оно, прежде всего, рождается в семье, в самом её сердце… Как много зависит от того, какой любовью пылает сердце семьи: радостной и ликующей, глубокой и волнующей, а может, семейная любовь тлеет на огоньках обид, горечи и разочарований? Мир семейных отношений  - это волшебство, которое закладывает в ребенке духовные ценности, развивает в нём чувство прекрасного, помогает жить в гармонии с окружающим миром.

Семья – колыбель духовного рождения человека…Сначала мать носит в колыбели под сердцем ещё не родившегося малыша. Эта начальная колыбель формирует его дух. Затем колыбелью малыша становится его детская кроватка. Здесь он познаёт богатство красок, форм и образов. Насколько добрее и ярче образы вокруг, настолько ребёнок научится замечать и любить прекрасное. Малыш вырос, и его уже встречают Школа, Улица, Город, Действительность. А гармонию с встречающимися на пути трудностями помогает ребёнку найти только семья. Семья была и остаётся неповторимой колыбелью духовности, благородной и верной…

Любовь – творец всего тёплого и доброго, без неё нельзя воспитать человека. Что значит любить ребёнка? Одни родители считают, что любить ребёнка, значит, заранее подготовить его к самостоятельной жизни. Они стремятся сочетать любовь с разумной требовательностью, добротой, строгостью, уважением к ребёнку, верой в его безграничные возможности. Другие же уверены, что любить ребёнка, значит, нежить, опекать, лелеять его. Так, в одной семье ребёнок вырастает с твёрдым убеждением «все для меня», а в другой семье ребёнок живёт с мыслью «я для всех».  

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» [1] (В.А. Сухомлинский).  

Каждый нормальный родитель искренне беспокоится о своём чаде, о чистоте его тела, о тепле, о хорошем питании – о том, что нужно ребёнку для физического развития. Но такая, же забота нужна и для его духовного развития: необходима Энергия Культуры, Доброе и Чуткое Сердце, ежесекундная устремлённость к Свету!

Семья – храм душевной теплоты. Теплоту эту каждый человек несёт в сердце на протяжении всей жизни. Важно, чтобы она поддерживала его в минуты слабости, и согревала в минуты счастья и радости. Родители – носители духовных ценностей, носители культуры человечества. В век компьютерных технологий, в котором система образования в большей степени направлена на развитие интеллекта. Всё более отчётливо осознаётся проблема развития духовности в семье. А значит, теряются во тьме сотни тысяч детских душ…

В погоне за одарённостью родители требуют от своих детей мгновенного запоминания иностранных слов, трудных чисел, формул. Они глубоко заблуждаются. Безликие знания не приведут к счастью!  Ещё Т.Рузвельт сказал «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества» [2]. Высокая миссия родителей – воспитание души ребёнка, а душа – это Внутренняя культура, с которой ему придётся жить.

Трудно оценить влияние семьи на человека. И вместе с тем, ничто не может нанести такой вред в воспитании, как это может сделать семья. Немало таких случаев… По улице прогуливаются счастливые родители, везут колыбель духовности – коляску, облачко любви и света… Приближаюсь к ним в надежде увидеть улыбающегося малыша, заглядываю в коляску. В этой колыбели духовности вместе с малышом лежит баллон пива и пачка сигарет… Думаю комментарии здесь излишни… И таких примеров можно привести множество.

Дети страдают от эмоциональной глухоты и слепоты взрослых, задыхаются в бескультурье. Отдают ли родители себе отчёт в том, что за каждым словом, жестом, движением следит чуткий, внимательный детский взгляд? Семья – это Эталон! Всё хорошее и плохое ребёнок получает в семье. Мы, педагоги, можем до бесконечности говорить о морали, о духовных ценностях, взращивать культуру в душах детей, но если это не поддерживается в семье, то слова наши превращаются в пустой звук! Всё начинается с семьи!

Как важно нам, педагогам, сотрудничать с родителями, расширять их мировоззрение, помогать им в общении с детьми. Кто же, как не педагог, сможет помочь, подсказать, посоветовать, поддержать. Кому, как не педагогам, воспитывать культуру в детях, в родителях, в семье! Мы должны идти рука об руку, вместе. И только тогда мы достигнем небывалых высот, только тогда загорится огонёк в душах наших детей лучистым светом!

К сожалению, миссия школы сегодня в другом: в погоне за качеством и успеваемостью, она напрочь забывает о том, что союз «родитель и учитель» гораздо более необходим в вопросах обучения и воспитания. Нужно помнить, что наше предназначение – служить людям, которые понимают, что нет ничего лучше, чем воспитание счастливых, замечательных детей.

Одни скажут: «Невоспитанные дети!»,  другие скажут: «Бестолковые родители!», а третьи воскликнут: «Бездарные учителя!», - одним словом, «плохие люди». Теперь наша очередь, мы возразим им: «Неправда! Не бывает плохих людей, бывают люди, которым не хватило душевной теплоты!» На своих занятиях мы стараемся, чтобы душевной теплоты нашей хватило всем: и нашим родителям, и детям и учителям-коллегам.

А ведь чему только не учат сегодня взрослых людей!? И как начать свой бизнес, как преуспеть в сетевом маркетинге. Вот только как быть хорошими родителями нигде не учат! Всему этому и стараемся учиться мы вместе с моими родителями. Новым открытием совместной работы детей, родителей и учителя стало «рождение» родительского университета, который я назвала  «Школой родительского успеха». Согласитесь, красиво звучит! Но для того, чтобы оно не только звучало красиво, но и приносило пользу, нужно долгое и терпеливое старание. Мы называем наш университет – сообществом учителя,  родителей и их детей. Дружной семьёй! Он включает в себя очень широкую сферу деятельности: организация и проведение совместных семейных праздников, интерактивных игр для детей и родителей. Совместные  экскурсии в природу, посещение выставок и концертных программ, театрализованных представлений. Проведение открытых уроков для родителей и с участием самих родителей, лектории и консультаций для отцов и матерей. А самое главное, какое бы мероприятие ни проходило, каждая минута, подаренная родителям учителем, должна быть проповедью Добра, Чести, Справедливости и Достоинства. Чтобы родители осознали, что хороший результат зависит от со-трудничества, со-творчества, со-переживания, со-радования совместного «союза учителя, родителя и детей».

Родители – сеятели зёрен бесконечной доброты, разума, человечности, искренности. Учитель – мудрый помощник, он, словно вода, помогающая взойти зёрнам; словно солнышко, греющее юные всходы и помогающие подняться высоко к небу; словно нежный ветерок, ласкающий юные, но уже окрепшие стебли.

Моя задача – перевернуть педагогическое сознание родителей, повернуть их к своим детям, чтобы они понимали, что будущее их детей зависит, в первую очередь, от семьи.

И я рада, что мне удалось расположить родителей к школе, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают мне в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в школе всегда ждут с радостью и любовью.

Л.Н.Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [2]. И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в этом жестоком мире. 

 

Список литературы:

1.     Сухомлинский В.А. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. (Антология гуманной педагогики)

2.     Великие мысли великих людей. Книга 3. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007.

3.     Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.

 

4.     Школа духовности. Под ред. В.И.Мурашова – Вып.2. – М.: ВНТИЦ, 1999.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x