Развитие инициативности и самостоятельности в игровой деятельности старших дошкольников

Автор: Бурмистрова Эльмира Юлаевна

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Бурмистрова Эльмира Юлаевна

воспитатель подготовительной группы группы №05

                                                                                                   МАДОУ «Детский сад №47» г. Стерлитамак РБ

E-mail: elmira_nugamanov@mail.ru

 

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности и инициативности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

– бытовой труд (Л.А.Порембская)

– конструктивно-игровая деятельность (Ф.В.Изотова);

– художественная деятельность (Н.А.Ветлугина);

– игра ( А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, С.А. Марутян и др.). Для начало вспомним определение самостоятельности и инициативности в дошкольной педагогике.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Стремление действовать самостоятельно не исключает возможности или даже желательности посторонней помощи, так как человек зависит от множества обстоятельств и других людей, влияющих на него. «Определяя степень самостоятельности воспитанников, мы, как правило, учитываем, способен ли он опереться на собственные силы, имеет ли личное мнение, может ли действовать по собственной инициативе, умеет ли правильно оценивать себя».

Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей.

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.  Поэтому наша задача мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь  в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя  - анализирует и контролирует действия детей.   Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Следуя, из двух определений сделаем небольшой вывод, самостоятельность не может существовать без инициативности и инициативность без самостоятельности. Рассмотрим, как же это развивается у детей старшего дошкольного возраста в игровой  форме.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. В данном случае развитие самостоятельности и инициативности рассмотрим в сюжетно – ролевых играх, так как это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность?   Игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.

Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, - это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, ребенок может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

При подборе игрушек нам (педагогам) следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушкам  дети данного возраста.

У нас в старшей группе игрушки скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, салон красоты и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет дошкольникам быстрее развернуть игру. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что дети самостоятельно подбирают дополнительный материал.  В 5 лет воспитанникам нужна еще помощь воспитателя, но в подготовительном возрасте 6-7 лет за помощью  воспитателя  воспитанники обращаются меньше. Наблюдая за играми, мы оцениваем степень развития самостоятельности и инициативности детей в игре, их умение договориться, создавать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т.д.

В возрасте 5-7 лет дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. В этом возрасте у дошкольников расширяется тематика игр, углубление их содержания приводят детей к изменению формы и структуры игры. Сначала они только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности они начинают обсуждать общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим ребят, поспим, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. 

У детей старшей группы возрастает и требовательность  к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и инициативности, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен обязательно обогащать содержание игр.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Период подготовки к игре порой превышает время самой игры, поэтому мы стараемся организовать их в вечернее время. Сюжеты игр придумывают сами дети, опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношением к действительности. Игры детей разнообразны: семья, магазин, салон красоты, машина, космос, корабль. В нашей группе центр с\р представлен в виде современной детской мебели (семья, магазин, салон красоты, некоторые игры выносные, атрибуты лежат в коробках  и выносятся по просьбе детей. Для с\р игр подобрано необходимое оборудование: тематические коллекции игрушек, атрибуты, предметы заместители (для игры «Космос», «Машина», «Корабль»-шнуры, старые приборы, пульты, которые служат в игре оборудованием).

Таким образом, самостоятельность и инициативность  детей проявляется,  прежде всего, в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Планирование дети осуществляют целостно.

На развитие инициативности и самостоятельности существенное влияние оказывает предметно-развивающая среда, поэтому большое внимание уделяем оснащению центров активности различным материалом.

Предлагаем вашему вниманию рассмотреть один из вариантов сюжетно – ролевой игры.

Игра «Строительство»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах.  Закрепление и обобщение знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду строителей.

Игровой материал. Строительный материал, каски,  предметы – заместители.

Подготовка к игре. Чтение произведений  С. Баруздина «Кто построил этот дом?», А. Маркуши «Здесь будет город»,  Ф. Льва «Как метро строили». Чтение сказки «Теремок».  Рассматривание иллюстрации как ведется стройка, какой транспорт работает на стройке.  Беседа о работе строителей. Изготовление атрибутов для игры. Рисование на тему «Строительство дома».

Игровые роли. Строитель, каменщик, водитель, грузчик.

Ход игры. Обучение этой игре воспитатель может приурочить ко времени знакомства детей со сказкой «Теремок». Показав воспитанникам иллюстрацию к сказке или соответствующий мультфильм, воспитатель объясняет: «Теремок сломался потому, что звери не умели хорошо строить». После этого, чтобы вызвать у детей интерес к теме, следует показать им рисунок красивого здания. Обязательно показ надо сопроводить таким, ярким, эмоциональным пояснением, чтобы у детей возникло желание самим сделать такой дом. Затем воспитатель говорит им, что сделать такое красивое здание трудно, перед этим надо научиться строить. Так же надо показать детям, что использование техники помогает рабочим, облегчает им труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т.д.

Для закрепления и систематизации полученных знаний воспитатель может провести с воспитанниками беседу, показать им фильм на эту тему.

После всех подготовительных работ педагог может снова показать им ту картинку, которую они видели и сказать, что теперь они смогут построить такой красивый дом, но лишь в том случае, если  будут работать, как рабочие, все вместе.

Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми обсуждает, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре. Педагогу можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех  имеющих у них зверюшек, превратив его таким образом, его в теремок.

По окончании игры педагог должен практиковать разговоры  с детьми о проведенной игре. В целях коррекции ролевых отношений отмечать отдельные недостатки.

Список литературы

1.     Дошкольная педагогика – Петербургский научно – практический журнал №2(107)/февраль/2015г.

2.     Коваленко, Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников./ Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова. Киев: Рад. Школа, 1982. – 175с.

3.     Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н. В. Краснощекова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 251с.

4.     Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №8/август/2012г.

 

5.     Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №9/сентябрь/2012г.

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x