«Развитие интеллектуальных способностей детей 6-ти лет в проблемно-игровых ситуациях»

Автор: Дмитриева Марианна Петровна

По теме:


«Развитие интеллектуальных способностей детей 6-ти лет

в проблемно-игровых ситуациях»


                                                        автор: Дмитриева Марианна Петровна

                                                                    воспитатель МБДОУ детский сад «Ыллыкчаан»

                                               РС(Я)Вилюйского района, с. Жемкон

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ребенка и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа.

I этап.

Цель: развивать интеллектуальные умения детей выделять общее и классифицировать. Закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти понятия в речи; закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;

1. Игровая ситуация  на классификацию.

 Материал: карточки.

Задание детям:  Незнайка играл во дворе и пришел в гости к Знайке. Ботинки снял у двери, а там было много гостей. все ботинки перемешались и Незнайка не мог найти свою пару ботинок. Помоги найти свою пару ботинок. Сколько здесъ пар ботинок? Объясни почему.

2. Игровая ситуация «Раскрась два одинаковые рыбки»

Цель: развитие избирательности зрительного внимания.

Материал: листы на которой нарисованы 4 рыбки ,2 одинаковых, 2 разных.

Задания детям.  Однажды Незнайка пошел в речку удить рыбку. В речке поймал рыбок и там были две одинаковые  рыбки .Он не мог найти .Найди две одинаковые рыбки и раскрась.

3. Игровая ситуация. «Найди лишний и объясни.»

Материал: Лист бумаги 1 нарисованы земляника, шляпа, пень, цветок. Пила, плоскогубцы, молоток, яблоко.

Задание. На каждой из картинок найди лишний предмет. Почему он лишний?

2 этап: осуществлять поисковые действия умственного и практического плана занятий

4. Игровая ситуация  «Помоги Мальвине правильно продолжить  ряд».

Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Задание. «Однажды Мальвина собралась в гости к Буратино и не смогла пройти через речку, её пройти можно было, если верно выложить ряд чисел. Помоги Мальвине. Иразъясни как правильно продолжить ряд.

Детям предлагается 10 ряд чисел. Ребенок должен продолжить: 1,2,3,…5,6,7,…и т.д.

5. Игровая ситуация   «Внимание, угадай»

Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, находить неизвестные компоненты по цели, объекту.

Зайка задумал какое-то число. Если к этому числу прибавить 1, то получится 7. Объясните что неизвестно в этой задаче? Какое число задумал зайка? (6).

6. Игровая ситуация «Помоги отгадать загадку Мэник Мэнигийээну и объясни ему».

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков. Объяснить.

Ход игры:

Загадать детям загадку.

Еж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

«- Запасаюсь я к зиме.

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одно несу».

Призадумался сосед,

Это много или нет?

Вопросы: Сколько яблок заготовил еж?

Как получилось число 7?

Запишите условие задачи: 6+1.

7. Игровая ситуация  – Задача-шутка

Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостов,

Сколько было старичков? (7).

8. Игровая ситуация «Однажды Урун уолан попал в страну злых абаасы».

Цель: учить понимать отношения между числами.

Задание детям: однажды Урун уолан попал в страну злых абаассы и, чтобы выйти надо было ему описать все предметы по количеству, их отношения, записать пропущенную цифру. Помоги Урун уолан решать эти задачи.

9. Игровая ситуация «Выложи ряд и поддержи Незнайку»

Цель: Формирование понятия о числе и навыков счета, развития, понимания взаимосвязи между различными множествами.

Ход игры: Незнайка  пошел путешествовать в страну цифр и не мог выложить полный числовой ряд от 0 до 10. И объясни.

 Задание: выложи полный числовой ряд от0 до 10.

Ребенок выкладывает числовой ряд и при помощи воспитателя сравнивает составляющие его числа.

Задание: выложи полный числовой ряд от0 до 10.

          Скажи, между какими цифрами стоит цифра 6?

          Назови цифры, которые стоят между цифрами 1 и 4; 2 и 5; 0 и 4.

          Покажи цифру, стоящую правее 6, но левее 8.

          Найди соседей цифры 7 (6,4) слева и справа.

3 этап – творческо-поисковый.

Цель: научить ребенка самостоятельно варьировать способы решения познавательной проблемы и применять в новых условиях; уметь находить неизвестные компоненты условиям выполнения деятельности;

10. Игровая ситуация «Знаешь ли ты отгадку».

Задание детям: Мальвина загадала Незнайке  загадку. Он не мог отгадать. Попросил помочь Знайку. Вот такую загадку. «Отгадай загадку»:

Детям загадывается :

Однажды три цыпленка,

А с ними три мышонка,

А с ними три веселых,

Умытых поросенка

Бежали спозаранку.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех друзей,

Что утром спозаранку

Играли на полянке? (Девять).

После детям предлагается объяснить Незнайке способ отгадывания, научить как отгадыывать».

11. Игровая ситуация. « Назови такой же».

Цель игры: учит найти предмет по признаку.

Ход игры: Педагог называет какой-либо находящийся в поле зрения детей предмет и один из его признаков. Дети должны назвать как можно больше других окружающих их в данный момент предметов, имеющих такой же признак. Например: «Свитер пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка пушистая, снег пушистый…» За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество предметов и наберет фишек.

Затем задание меняется, и дети могут называть предметы определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие), формы, изготовленные из определенного материала, обладающие определенными качествами и т.д.

12. Игровая ситуация. «Угадай».

Цель: учить отгадать по описанию загаданный педагогом предмет

Начиная игру, педагог предлагает детям отгадать о каком предмете он будет говорить. Например:

·          Белоствольная, высокая, стройная;

·          Вкусный, алый, сахарный;

·          Желтые, красные, осенние;

·          Белый, пушистый, мягкий;

·          Хитрая, рыжая, хищная;

·          Серый, злой, голодный;

·          Новый, высокий, многоэтажный..

13. Игровая ситуация «Помоги Незнайке сделать предмет, который состоит из геометрических фигур».

Цель: научить анализировать и обобщать предметов по сложной форме.

Задание: посмотри и сделай из геометрических фигур предметы.

14. Игровая ситуация. Однажды ежик увидел на дереве яблоко. Прилетела птичка и сорвала яблоко. И они поспорили: Ежик сказал: «Яблоко мое, потому что я первый увидел», а птичка: – «Нет, я  яблоко сорвал». Дети помогите поделить обоим яблоко. Объясните как.

15-16. Игровая ситуация на тему: «Жили были многоэтажные дома не простые, а волшебные. Очень они любили, чтобы на каждом этаже было одинаковое количество жильцов. Подумайте и помогите Незнайке правильно распределить жильцов». А теперь сами составьте сложные ситуации, где нужна помощь Незнайке и объясните как ему решать задачи.

17. Игровые ситуации 17-27  «Помоги Незнайке решать правильно логические задачи и поступить бедному в школу вместе со Знайкой».

Детям предлагаются задачи типа: «Мама купила 5 ламп. Две съели за обедом. Сколько осталось?».

«На ветке сидели 5 рыб, прилетели еще 2. Сколько стало рыб» и т.д.

Игровая ситуация 28. Помоги козленку дойти до капусты. Он очень голодный. Объясни как дойти до капусты.

Материал: лабиринт.

Вывод: дети с удовольствием играли и отгадывали загадки и решали задачи. Дидактическая серия игр действительности активизирует творческую познавательную активность. Дети серьезно, старательно и активно участвовали во всех играх, никто не оставался равнодушным к играм.

1.        «Учугэй Уодуку не смог найти лишний предмет. А ты сможешь».

                Инструкция: ребенку предлагают 6 карточек, на которых изображены разные предметы по 4 на каждой. Показать  ребенку первую (тренировочную) карточку и объяснить ему, что из 4 предметов, нарисованных на карточке, один — лишний, попросить его определить этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого предложить ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся З предмета одним словом. А теперь ты придумай свои варианты логических задач и покажи каким путем ты решил. Обо всем разъясни Учугэй Уодуку.

Задачи с двумя кругами.

Цель работы над задачами с двумя кругами – развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию, выражаемую союзом «и».

У ребят в руках тот же раздаточный материал, но теперь они уже будут работать с двумя кругами или обручами разных цветов с пересекающимися областями: жёлтый, чёрный.

Перед решением задач необходимо побуждать детский интерес, привлечь к решению проблемных задач. Детям следует выполнить ряд упражнений для выявления замкнутых областей, ограниченных проведенными окружностями. Задание детям:

– Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри синего, но вне жёлтого круга.

 – Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри жёлтого, но вне чёрного круга.

– Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри чёрного и внутри жёлтого кругов.

– Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) вне чёрного и вне жёлтого кругов.

Дети по очереди выполняют задания, наблюдая друг за другом. При выполнении этих упражнений в первый раз ошибки встречаются довольно часто. В случае ошибок важно добиться правильного объяснения от других детей и понимания этого объяснения всеми ребятами.

А теперь обведите границу области внутри чёрного, но вне жёлтого круга:

– Обведите границу области внутри жёлтого, но вне чёрного круга.

– Обведите границу области внутри чёрного и внутри желтого кругов.

– Обведите границу области вне чёрного и вне жёлтого кругов.

После успешного выполнения подготовительных упражнений можно приступить к решению задач. В жёлтый круг поместить все красные фигуры, а в чёрный круг поместить все треугольные фигуры.

Так же как и при решении задач с одним кругом, дети случайным образом выбирают по одной геометрической фигуре из своего набора и по очереди помещают их в одну из областей. Все дети наблюдают за действиями своих товарищей, а в случае ошибки поднимают руку и говорят: “Стоп”. Ошибка обсуждается со всей группой. Если в процессе выполнения задачи кто-то из детей совершил ошибку, которая осталась незамеченной, то педагог может оставить её до последнего обсуждения, но при решении первых задач ему лучше участвовать в игре вместе со всеми и самому произнести: “Стоп”. При первом решении задачи полезно также просить каждого ребенка объяснить и показать, почему он кладет фигуру именно на это место.

Занятие – развлечение. «Освободите Туйаарыма-куо».

Задание детям: с детьми   обсуждается ситуация из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», где Туйаарыма-куо» попадает в сети абаасы из нижнего мира. Детям следует решить проблемные ситуации, решать логические задачи и помочь Богатырю айыы спасти куо.

                 В логических задачах дети должны классифицировать предметы по цвету, форме, размеру; находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы. Развивать умение группировать животных по разным признакам; определять взаимное расположение предметов; упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения. учить зрительно, устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля. Уметь зрительно охватывать весь рисунок, находить нужный вариант, соблюдать условия задания.    

После решения логических задач детям предлагает придумать свои варианты ситуаций и предложить свои условия задач и совместно с детьми решать проблемные задачи ситуаций.

Прикрепленные файлы:
%d0%bf%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b0
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x