«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности»

Автор: Федичкина Любовь Васильевна

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности»2

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки – это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и самого себя.  

Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и с взрослыми.

В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены семьи, как правило, работают, обеспечивая материальное благополучие, а в арсенале детских развлечений всё большее место занимают телевизор и компьютер, порой предлагающие далеко не самые полезные для подражания примеры поведения, да и попросту, лишающие ребёнка живого общения.

В результате, часто именно проблема общения становится едва ли не самой важной жизненной проблемой, лишающей человека возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.  Участие  в совместных с другими детьми играх закладывает у ребенка основы для полноценного общения, умения понимать других  людей и себя. Способность  общения или коммуникативные способности необходимо развивать  с раннего возраста.

В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыка активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние.

Музыка помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

На музыкальных занятиях используются коммуникативные и  народные круговые танцы, игры – приветствия, коммуникативные, телесные и  контактные игры, народные хороводные.

Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их  эмоционального музыкального общения.

При слушании музыки обращаю внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища.) Терапевтическое влияние музыки через слушание музыкальных произведений помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению.

В разделе «Музыкально – ритмические движения» делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам — умение принять приглашение. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, дружественные жесты, способствуют развитию доброжелательности между детьми и, тем самым, нормализации микроклимата в детском коллективе.

Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения с людьми. В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения, признавать, поддерживать его, согласовывать свои устремления с действиями товарищей.

Музыка — искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка необходимые эмоциональные состояния. 

 

И пусть дети, которых мы воспитываем, не станут музыкантами, но если музыка поможет им стать хорошими людьми, и научит жить среди людей – значит, мы работаем не зря.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x