Развитие координационных способностей у младших школьников нетрадиционными методами.

Автор: Шелухина Ирина Владимировна

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Младший школьный возраст – является «золотым временем» для развития координационных способностей, так как в это время значительно быстрее и рациональнее школьники овладевают различными двигательными  навыками и умениями.

Упражнения по развитию координационных способностей выбираются в порядке нарастающей  сложности, точности, скорости. Существуют различные методики развития данного качества у младших школьников например:

- циклические движения с перекрестной координацией разных видов ходьбы и бега;

- зеркальные движения;

- разнонаправленные вращательные движения и многое другое.

При обучении детей традиционными методами довольно часто возникают трудности различного характера от нежелания выполнять скучные упражнения, до полного отсутствия интереса к таким урокам. Моя  задача помочь ребенку преодолеть  трудности возникающие при обучении.

 Поэтому поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные  игровые методы и средства для развития координационных способностей.  Для этого  хотелось предложить один из нетрадиционных методов развития координационной системы, которую я использую на уроках гимнастики – игру «Зверобатику».

          Что же такое «Зверобатика»? «Зверобатика»  -  это освоение неожиданных способов передвижения. Точнее, это элементар­ные перемещения, которые включаются в лю­бую спортивную игру или тренировку. Вы  выполняете задания или играете в спортивные игры, но используете при этом не­привычный способ передвижения. На этом прин­ципе и основана «Зверобатика». Вот,  различные способы передвижения: «собач­ка», «червячок», «носорог», «гусь», «лягушонок», «паучок», «кошка», «тюлень»... Характерный жанр — «дви­гательные задачки», где физические усилия и спортивный азарт соединяются, с одной сторо­ны, с рефлексией и расчетом, а с другой - с уме­нием выразить себя, понять другого и суметь быть понятным для него.

На «двигательных задачках» осваиваются базовые двигательные умения, которые потом закрепляются в разнообразных усложняющих­ся вариациях - уже по ходу игр, «путешествий» и тому подобных «фантазийных сюжетов», да­ющих простор детской импровизации. Предла­гать детям такие «дви­гательные задачки» можно с первого класса. 

Какие возможности таят в себе самые про­стые, доступные каждому упражнения?

Освоение горизонтали.

Упражнения «зверобатики» - это работа в непривычных условиях. Непривычно уже то, что это движения не в вертикальном, а в го­ризонтальном положении. Появляется нагруз­ка на руки, все тело включается в работу. На четвереньках все тело вовлечено в движение - снимаются и физические, и психические за­жимы.

Непривычное положение («не стоя») - раз­грузка сознания. Ведь чем более положение че­ловека вертикально, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция.

Кстати, в этом положении легко дать боль­шую нагрузку за короткий промежуток време­ни. Попробуйте провести матч по футболу в по­ложении «паучка» или  «гуся»! Де­сять минут игры — и упадешь от усталости.

      Вот задание - «кошке» и «собаке» нужно разойтись на гимнастической доске, не

потеряв равновесия. Другое задание. Нужно вместе «бревном» прокатиться по дорожке из матов или по полу, держась за руки и не мешая друг другу.

     Третий пример. Можно вместе «паучками» плечом друг к другу переносить большой ци­линдр мягкого конструктора, мячи. А можно «ослику» перевозить груз через пропасть, причем у каждого «ослика», должен быть свой груз и он не должен повторяться.

Принципиально новых упражнений, действи­тельно, нет. Большинство из них можно найти в известных сборниках. Но важны несколько особых вещей: во-первых, постоянное усложне­ние заданий, во-вторых, возможность совмест­ных действий в непривычных условиях, и, в-третьих, возникает образная основа движения.

Как сделать гимнастику интересной для ма­лышей? Через образы! Любые зверушки - инте­ресны!

Дети находят для себя образ определенного движения и сами называют его (тигрята, уточ­ки, мышки...). «Зверобатика» при этом для малышей легко заменяет гимнастику, в ней до­статочно и отжиманий и подтягиваний, и слож­ной координации движений - только все проис­ходит исподволь.

Увлекательно наблюдать, как дети меняются в движениях, внутренне преображаются, когда превращаются в разных зверей. Мышата - как-то сжимаются, собираются в комочек. Львы — и плечи расправляют, просто сразу вырастают!

Причем у «мышат» могут быть свои харак­терные препятствия: например, «мышеловка» -две скамейки, на них лежат гимнастические палки. Надо пролезть под палками, чтобы не задеть и не сбить их.

          «Зверобатика» позволяет устраивать различные сказочные маршруты  — путешествия к разным героям с труд­ным долгим маршрутом. Ну и выстроим для них в зале маршрут со всякими препятствиями: что­бы перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, заби­раться и т.д. Сначала дети ползли «червяками» под зем­лей - подлезали под разными мостиками, по норкам, по туннелю... Потом встретили лягуш­ку, пошли по-лягушачьи (еще раз по тому же маршруту, но теперь «лягушачьим способом», то есть не подлезть, а перелезть, обойти, пере­прыгнуть - разные вариации.

Эти упражнения — отличное средство развития всех видов выносливости.

Звериные союзы.

    Все элементы «зверобатики» объединяться могут в длину высоту и в ширину. В длину - это, например: сороконожка, в ширину - пара­ми, держась за руки. «Звери» могут заболеть. «Больные звери» передвигаются, не опираясь на больную «переднюю» или «заднюю лапу». «Звери» могут носить предметы: палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т.п. «Звери» могут держаться друг за друга, передвигаясь в командах (получаются «упражнения на дружбу»).

     Звериные союзы или работа в парах работает  как средство избирательного воздействия на отдель­ные группы мышц, и на весь организм в целом. Очень ценны упражнения вдвоем. Наличие партнёра, который в одних случаях поддерживает, в других оказывает со­противление или активную помощь, позволяет разносто­ронне активно воздействовать на нервно-мышечный и костно-связочный аппараты. Некоторые упражнения про­сто невозможно проделать без помощи и поддержки. По­ложительное влияние упражнений вдвоем на развитие силы, укрепление суставов и повышение их подвижнос­ти объясняется тем, что сопротивление партнера являет­ся добавочным раздражителем нервной системы. След­ствием добавочного раздражителя является ответная ре­акция организма, выражающаяся в выполнении мыш­цами работы повышенной мощности.

       Разнообразие прыжковых упражнений в «Зверобатике» поражает. Это и «лягушка», и «кенгуру», и «воробушки».  Прикладное значение различных прыжков - бесценно. Способность прыжковы­ми упражнениями варьировать нагрузку на организм находится в большом диапазоне. Влияние прыжков на развитие физических качеств  огромно. Они укрепляют и разви­вают мышцы ног, брюшного пресса, рук и спины. Это прекрасное средство развития силы и быстроты — ка­честв, которые тесно взаимосвязаны между собой. Раз­вивая одно, мы действуем на другое. То есть прыжко­вые упражнения — это средство развития и совершен­ствования скоростно-силовых способностей.

«Зверобатику» можно использовать для развития равновесия.  При обучении упражнениям в равнове­сии стараюсь как  можно больше  разнообразить условия их выполнения. Упражнения выполняются с различными предметами, из разных исходных положений, с разнообразными дви­жениями рук. Это повышает активность и интерес уча­щихся к занятиям.

Упражнения в равновесии желательно проводить в форме соревнования: «Кто лучше и точнее выполнит задание». С этой целью  использую специальные упражне­ния в равновесии с открытыми гла­зами и без зрительного контроля, например «аисты» переносят мешочки на голове и крыльях, «червячки» и «ослики» проходят по гимнастической скамейке с удержанием на голове  или спине мешочка с песком.

     Использовать всевозможные  «зверобатические» способы передвижения можно в виде  эстафеты. В эстафетах происходит соревнования различных животных, можно дать задание передвигаться только как домашние животные или только как дикие животные, таким образом, мы расширяем и закрепляем представления об окружающем мире, развиваем фантазию. «Зверобатика» помогает поддерживать посто­янный интерес благодаря постоянным сменам, вариациям в способах передвижения. Играйте с детьми в любую игру, салочки или футбол, но разными «зверобатическими» способами – и игра станет бесконечной!

Результатом моей работы по развитию координационной системы  у младших школьников  нетрадиционными методами является:

-  улучшение  координации и точности движений;

-  улучшение  общей  двигательной  активности;

-  развитие воображения, логического мышления, произвольного внимание, зрительного  и слухового  восприятия;

умение находить новые способы для решения двигательных задач;

- поддержание положительного эмоционального настроя обучающихся;

-  развитие психического и физического здоровья ребенка.

       В  период  с 7 до 10 лет происходят те преобразования в организ­ме, на основе которых развиваются и совершенствуются физические способности. В процессе физического воспитания идет развитие и совершен­ствование выносливости, ловкости, быстроты, силы и гибкости. Младший школьный возраст — это самое благоприятное время воспитания перечисленных качеств. Упущенное в это время трудно, а иногда и невозможно наверстать в будущем. Поэтому от преподавателя зависит очень мно­гое, владение различными методи­ками и средствами развития физических качеств, заинте­ресованность в своем труде — залог успешной професси­ональной деятельности. Все это, умноженное на творчес­кое отношение к делу, принесет свои плоды в виде здоро­вых, физически развитых граждан России и подарит нравственно-моральное удовлетворение нам — Учителям физической культуры.

 

 

Список используемой литературы:

1. Газета “Спорт в школе” №1 2007.

2. Журнал “Физкультура в школе”№8 2010.

3. Настольная книга учителя физической культуры – Г.И.Погадаев.

4. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников – А.И. Мальцев.

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x