Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Нерубенко Светлана Валерьевна

      Орфография и ребенок младшего школьного возраста, его интерес к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения правилам правописания. Как «соединить» науку о законах русской орфографии с детьми от шести до десяти так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и понятным и доступным для ребенка?

      Эти вопросы мучают уже не одно поколение ученых, учителей, учеников и, конечно, родителей. Эти вопросы актуальны и для сегодняшней школы.

       С преподаванием русского языка в школе сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, появились новые программы и учебники, большое количество дидактических материалов, призванных, как написано в их аннотациях, повысить грамотность учеников, способствовать развитию интереса к изучению родного языка, с другой, как показывает практика, уровень грамотности наших учеников либо остается по-прежнему невысоким, либо – катастрофически снижается.

      Почему учащиеся знают правило, приводят примеры, а начиная писать, допускают море ошибок? Я думаю, что надо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

     Работа по формированию грамотного письма должна строиться с учетом следующих психологических закономерностей: процесс становления орфографических навыков требует времени, обязательного соблюдения этапности:

  1. фонематический слух;
  2. орфографическая зоркость;
  3. грамотное письмо.

      Ученик должен овладеть осознанным письмом - это умение найти «ошибкоопасное» место в слове, знание орфографического правила, связанного с этим «ошибкоопасным» местом, и способность применить это правило, т.е. решить орфографическую задачу. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму.

      Работа по формированию орфографической зоркости начинается в 1 классе, в подготовительный период, до изучения букв. Я знакомлю учащихся с тем, что речь бывает устная и письменная, состоит из предложений и слов, слова делятся на слоги, которые бывают ударные и безударные, слог делится на звуки: гласные и согласные. Много работаю по развитию фонематического слуха, используя следующий алгоритм:

  1. произношу и слушаю целое слово;
  2. звуки выделяю голосом в целом слове по порядку, а потом называю;
  3. характеризую каждый звук:
    • гласный (ударный, безударный)
    • согласный (твердый, мягкий); звонкий, глухой (парный, непарный)

        Помогает мне в этом таблица «Мы строим дом» (лента букв), заселяется она по мере изучения букв. При работе над всем этим должны быть задействованы зрительное, слуховое, кинестезическое (проговаривание), рукодвигательное восприятие, составляющие чувственную базу орфографического навыка. По К.Д.Ушинскому, чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

       Орфограммы я ввожу через проблемную ситуацию. Выясняем, что безударные гласные, звонкие и глухие согласные нельзя писать на слух. В прописях даются правила: большая буква в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках; гласные после щипящих, Ь знак для обозначения мягкости и другие. Все это мы называем опасное место, трудное место, работает правило, и зажигаем фонарики красным карандашом. И когда я убедился, что учащиеся определяют это, ввожу термин «орфограмма» и ее обозначение.

В 1 классе учу списыванию, как одному из лучших средств развития орфографической зоркости, для этого работаем по алгоритму:

  1. читай предложение, как оно пишется;
  2. прочитай предложение так, как оно слышится;
  3. повтори по памяти;
  4. подчеркни «опасные места», орфограммы;
  5. еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
  6. пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
  7. проверь по книге.

      Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик». Учу комментированному письму с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке; письму по памяти, выборочному списыванию, письму под диктовку, мнемоническим приемам.

       Фонематический слух и орфографическая зоркость в 1 классе практически у всех учащихся сформированы. Во 2, 3 и 4 классах отрабатывается грамотное письмо через орфографическое действие:

  • видеть орфографическую задачу (орфограмму);
  • решать эту задачу. Как?
  • Проверить орфограмму, применяя правило.
  • Не проверяется, пользоваться словарем.
  • Написать по памяти.

      Важно работать на понимание, а не запоминание!

     Правило не учить, а пользоваться им как инструкцией!

    Грамотное письмо вырабатывается через орфографическое действие, которое можно

Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать. Надо учить учащихся учиться. Чтобы достичь определённых результатов, надо придерживаться трех основных условий:

 

  • систематическая работа на каждом уроке;
  • совместно с родителями (родительские собрания, открытые уроки, индивидуальные встречи, беседы);
  • интересно.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x