РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Автор: Фатеева Юлия Юрьевна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ.

 

Фатеева Ю.Ю.

 

ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 им. М.Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»

Карабалыкский район, п.Карабалык, Костанайская область, Республика Казахстан.

 

 

 

Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить,

а искорка, которую мы должны зажечь.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших  усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Перед каждым учителем стоит труднейшая задача: поддержать интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Цель учителя – не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. [1] После прохождения мною трёхуровневых курсов я поняла, что реализовывать эти цели на уроке мне помогают идей семи модулей Программы, а в частности идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении. Он включает в себя «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Если раньше на моих уроках в основном преобладала форма обучения «учитель-ученик», при этом больше всегда говорила я: хотела скорее донести тему, сама отвечала на поставленные мною же вопросы. Теперь я понимаю, что диалог занимает центральное место на уроке и может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Мерсер и Литлтон,2007).В процессе парной и групповой работы появился диалог «ученик-ученик». Дети поняли, что являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения результата, идеи проходили в двух направлениях и продвигали обучение ученика вперёд. (Александер,2004).Наиболее продуктивной формой работы теперь на моих уроках является работа в группах. Совместно с детьми мы разработали правила работы в группе, практически на каждом уроке мы озвучиваем их и всегда стараемся соблюдать. Для деления на группы я использую самые разнообразные способы, каждый раз стараюсь, чтобы состав групп менялся. Это учит детей быть коммуникабельными, находить общий язык даже с теми детьми, с которыми в повседневной жизни они общаются меньше.  Когда ребята выполняют задания в группе, я вижу, как они делятся своими  идеями по оформлению и защите своих работ, выбирают спикеров  и т.д. Недаром мудрые слова гласят: «Услышал – забыл, посмотрел – запомнил, сделал – понял». Я поняла, что действительно ключевые идеи программы работают, что детям очень интересно добывать знание самим, а не пользоваться уже готовой информацией. «…развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо                                                                 со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников» [2, с.144]

Наблюдая за работой учащихся в группе,  я увидела, как дети стали  высказывать своё мнение,  давать рекомендации, советы, сами вырабатывают критерии оценивания (пусть иногда и ошибочные), устанавливают нормы поведения в группе, стараются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Учёные Дьюи и Блум считают,  что необходимо дать возможность учащимся самим поставить цель обучения, создающую необходимый внутренний мотив к процессу учения, для этого, я предлагаю выполнить такие задания, чтобы учащиеся сами могли определить тему и цели урока. Дети довольно активно включались в этот процесс, нацеливая себя на конечный результат. А я сделала вывод, что ученики способны исследовать и размышлять критически через диалогические взаимодействия со своими ровесниками.

 

Наблюдая за работой «быстрого», «среднего», «медленного» учеников,  пришла к выводу,   что они могут эффективно работать в группе, помогая в выполнении заданий, дополняя друг друга. В такой группе «быстрый» проявляет лидерские качества и организовывает работу. «Средний» и «медленный» идут на поводу, не высказывают критических  замечаний, но могут внести небольшие поправки.

 

Таким образом, если правильно организовать обучение, то между учениками будет происходить не просто общение друг с другом, а прежде всего обмен учебной информацией. При созданных условиях для диалогового обучения, материал урока будет изучаться учениками совместно друг с другом, ученики будут помогать друг другу, научатся оценивать совместную работу. Психологи отмечают, что детям легче установить контакт между собой, нежели с учителем, так как они понимают друг друга лучше, ближе психологически и по форме общения.

Как утверждал  Бернард Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность», я уже начала внедрение идей семи модулей в свои уроки  и дальнейшая моя работа обязательно будет успешной, так как,  анализируя свой урок, я вижу результаты: дети научились слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение, совместно решать проблемные вопросы, у них появилось чувство уверенности в своих силах, появился интерес к учению, стремление к поисковой и исследовательской деятельности.Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий. Взаимообучение и взаимопомощь исключают возникновение состояния тревожности, парализующей познавательные возможности детей, тем самым стабилизирует положительную мотивацию учения. Сами дети отмечают, что наши уроки стали более интересными, время на уроке проходит незаметно.

 

 

Список литературы

1.Современный учитель. Каков он? [http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4282/Itemid,88/]

 

 

2.Руководство учителя. Третий (базовый) уровень. ФОО «Назарбаев Ителлектуальные школы», 2012 год. www.cpm.kz

Прикрепленные файлы:
%d1%84%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d0%b0-%d1%8e-%d1%8e-%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x