Развитие познавательной активности через формирование представлений об окружающем мире у дошкольников.

Автор: Гребенюк Любовь Витальевна

      В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. 

К.Д  Ушинский говорил: «…считаю эти предметы ( предметы природы) самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности.»

Так же встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей.    

  Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. При разработке этой проблемы ученые опирались на теоретические исследования ведущих педагогов – Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверевой, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, А.П. Усовой, И.П. Сокулиной, А.К. Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленской].

        Дошкольный период важен для развития познавательной активности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению с окружающим таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать  им  добывать эти знания сами с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. Эти занятия позволяют активизировать все мыслительные процессы.

Главная моя цель  – раскрытии системы работы по развитию познавательной активности детей через формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

 

 

Задачи:

1. Формирование разнообразных представлений о природе, обществе, человеке и себе. Умение использовать эти знания. 

2. Обеспечение социализации ребенка .

3. Формирование элементарной эрудиции (умение думать, спорить, доказывать)

Особенности направления.

1. Изучение окружающего мира идет с опорой на эмпирический (жизненный) опыт ребенка, что помогает быстро установить связь между имеющимися знаниями и новой информацией. (ребята, а где вы об этом слышали, что об этом знаете?).

2. Одним из важнейших методов обучения является игра.  (В основном я стараюсь использовать с/р игру т.к  в ней больше возможности для развития творчества, воображения, мышления. А в дидактической игре ребенок действует лишь в рамках определенных правил.) 

3. Процесс изучения окружающего мира тесно связан с чувственным восприятием ребенка, что обогащает сенсорный опыт, удовлетворяет  потребность в чувственном познании. Развитие умения децентрироваться (встать на позицию другого.)  Например: Каких звуков, запахов сейчас не стало, а летом мы их слышали, чувствовали?  Т.е я стараюсь задавать такие вопросы чтобы у детей были задействованы все анализаторы ( слух, зрение, обоняние). Или метод  децентрации.  Например говорю: представьте себя на месте цветка, который стоит на подоконнике под палящими лучами солнца. Что вы чувствуйте?  Или - выглянул первый подснежник из под снега, что он увидел? Дети начинают творить, размышлять, фантазировать.  Я стараюсь подключать анализ логического размышления.

         Познавательную деятельность лучше базировать на технологиях развивающего обучения. Организуя занятия,  я основываюсь на взаимодействии с детьми, создаю положительный эмоциональный фон, поэтому используемые мною методы и приемы отличаются доступностью и простотой, образностью восприятия, побуждают в детях интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их. С ответами можно не спешить, они находятся в процессе наблюдений, проведении опытов, чтения, экспериментирования, бесед и т.д. чем активнее методы и приемы обучения, тем выше уровень познавательной активности. 

      Часто на занятиях и в свободной деятельности для закрепления знаний, например. по формированию ЗОЖ использую индивидуальные рабочие листы «Что полезно, что вредно?». Дети получают задание: 1. Рассмотреть рисунки. 2. Подумать, оценить поступки, где дети поступают правильно, а где неправильно. 3. Закрасить кружки красным цветом, если поступки правильные, или черным цветом, если поступки неправильные. 4. Запомнить, что неправильные поступки приводят к болезни.

      Те знания, которые мы даем детям должны быть актуальными – удовлетворять возрастным особенностям детей, помогать им осуществлять более широкое взаимодействие с окружающим миром. Ребенок должен не только приобретать знания, но и уметь ими пользоваться. Для этого он должен  владеть комплексом интеллектуальных и коммуникативных умений. 

На занятиях, и в других видах деятельности я использую следующие этапы процесса познания окружающего мира.

1. Побуждение ребенка к активности ( нужно продумать момент удивления детей, постановку проблемной задачи, которая должна быть понятна, содержать новизну, быть трудной, мотивирующей на поиск, т.е вызвать интерес  и желание к размышлению данной проблемы.)

2. Поиск смысла происходящих изменений через диалог, дискуссию. (Подумайте вместе,  чем похожи и чем отличаются? Что стало бы если? Например – Что стало бы если  если с деревьев зимой не опадали листья?)

3. Проживание отношений к познаваемому объекту в продуктивной деятельности( перевоплощение в игровой персонаж по выбору ребенка).

Познавательная деятельность осуществляется на 4 уровнях.

1. Наглядно-действенное мышление – где решение учебной задачи возможно только в ситуации непосредственных действий с предметами. Этот уровень особенно характерен   для малышей, так как в этом возрасте свойственно детям  все попробовать и  потрогать руками.

2. Наглядно-образное мышление -  учебная задача требует простейшие пути решения. Например, при рассматривании картины не стоит задавать такой вопрос как «Что изображено  на картине». Потому, что этот вопрос  не может заставить думать детей, т.к они лишь называют те предметы, которые непосредственно изображены на картине. 

 Целесообразно при рассматривании картины опираться на воображение и мышление детей, например: «Давайте заглянем, в этот уголок природы, что мы услышим, что почувствуем? Т.е использую прием введение в воображаемую ситуацию. Обращаюсь к чувствам детей, развиваю воображение и мышление.

3. Словесно-образное – рассуждающее мышление – строится на   основе предполагаемой гипотезы. Например, при рассматривание насекомых и птиц и насекомых дети часто выдвигают такую гипотезу  – муха – это птица, потому, что у нее есть крылья.

4. Словесно-логическое - (теоритическое) – характеризуется использованием понятий и терминов. Например – Это все насекомые, потому, что…, или это кустарники потому, что… . Воспитатель не отвечает за детей, а литературно обрабатывает их речь.  

 

 

Схема обсуждения проблемных ситуаций.

Выдвижение проблемы

 

Наличие разных точек зрения

 

Возникновение конфликта

 

Анализ мнений

 

Выводы, результат общей деятельности

 

 

Еще одним важным условием формирования познавательной активности у дошкольников является развивающая среда. Для создании  условий, способствующих формированию представлений о предметном мире у дошкольников опиралась на исследования  В.И. Логиновой и  Т.А. Куликовой, которыми  выявлены условия, способствующие развитию у детей устойчивых и глубоких познавательных интересов: 

1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, общения);

2) расширение и углубление знаний каждого ребенка;

3)  включение детей в активный поиск знаний, где ребенок является субъектом деятельности.

Таким образом создаются такие условия, которые позволяют  развивать познавательную активность  к окружающему миру. Посредством планомерной работы   удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями об окружающем, повысить уровень познавательной активности.

Сравнительный анализ  результатов  работы показал, что произошли существенные изменения в умении опираться на знания о признаках предметов при формулировании вопросов, чего не наблюдалось вначале нашей работы. Дети  стали четко выделять назначение предмета, многие дети (78%) приобрели умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку познавательных вопросов, выявляющих признаки предметов. На 46% возросло количество детей, проявляющих стремление выявить все признаки предмета при его угадывании.

 60% детей  могут  осуществить классификацию предметов рукотворного и природного мира. На слайде виден рост показателей диагностических данных за год у детей подготовительной группы. У них развивается  самостоятельность, происходит расширение опыта взаимодействия,  развивается внутренний мир. И  у детей уже есть навыки освоения социальных ролей, а  главная из которых – это будущий первоклассник. А придя в школу, наши дети уже могут мыслить и рассуждать логически, отстаивать или доказывать свою точку зрения. У них хорошо развита эрудиция и коммуникабельность, познавательные процессы.  Им привиты навыки общения и поведения в коллективе. И очень хочется, чтобы все эти качества и умения дети не растеряли, а чтоб помогли они им стать в будущем успешными и востребованными людьми нашего современного общества

Это позволяет нам сделать выводы об эффективности работы по развитию познавательной активности через формирование представлений об окружающем мире у  детей  дошкольного возраста .   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007. 

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998. 

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 

5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002. 

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Творческий Центр. 2003. 

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. 

8. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003 

9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004 

10. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. 

11. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998. 

12. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997. 

13. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 

14. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x