Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста в разных видах детской деятельности

Автор: оплачко Елена Алексеевна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

 

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познавательный интерес – эта особая область интересов человека, в которой объектом является сам процесс познания, а ребёнок раннего возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Вступивший в силу ФГОС ДО подчёркивает поддержку разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, а ранний возраст – это начало формирования и воспитания гражданина России.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребёнка в процессе освоения им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства мы особое внимание уделяем организации в детском саду предметной среды, которая, как того требует ФГОС ДО, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать задачи: создание эмоционально- положительного настроения; развитие интереса и побуждение к действиям; знакомство с сенсорными эталонами; формирование и активизация словаря; развитие наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, восприятия; формирование навыка совместного действия с предметом. Предметная среда группы будет развивающей только в том случае, если её совершенствовать и преобразовывать. Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые зоны, вносим полифункциональные предметы, изменяем игровые функции предметов, для того чтобы она была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Мы, воспитатели, тоже являемся частью образовательной среды, стараемся быть всегда спокойными, естественными, соблюдать педагогические заповеди.

Программа «Детство» как один из значимых выделяет раздел «Игра – как особое пространство развития ребёнка», и этому я уделяю большое внимание. В.А.Сухомлинский говорил об игре так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий". Я использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.

Как показали мои наблюдения, игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно: у учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и побуждать любознательность к окружающему миру.

Природа – источник и мой помощник в развитии познавательных способностей, в обогащении словарного запаса, воспитании взаимоотношений детей со взрослым и друг с другом. На прогулке, в уголке природы мы рассматриваем цветы, траву, деревья, кустарники, насекомых. На клумбе, например, мы с ребятами находили цветы: красные, жёлтые, большие, маленькие. И, конечно, я учила детей ухаживать за цветочками, поливать, знакомила с цветами, развивала внимание, память, воспитывала любознательность.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В ходе режимных моментов, в совместной и непосредственно образовательной деятельности я организую игры «Что лишнее», «Чем отличается» «Что изменилось», «Найди пару», «Покорми животных», «Найди домики»; нанизываем бусы, собираем пазлы, разрезные картинки, организую образовательный процесс таким образом, чтобы он был насыщен интересными играми и занятиями.

Стимулируя любознательность ребенка, в работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. Мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентируем внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребёнка; стремимся не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями

Ознакомление ребёнка с сенсорными эталонами происходит под руководством и непосредственном участии взрослого. Ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, по целостному образцу и только потом по словесному указанию и самостоятельно. Вот так вместе мы познаём окружающий мир, строим партнёрские отношения, как того требует Стандарт.

В раннем возрасте экспериментирование является практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. В ходе совместной образовательной деятельности мы проводили опыты со льдом, с краской и водой, водой и губкой, песком и водой, опыты с вертушкой; экспериментировали с тонущими и плавающими предметами, звучащими и шумовыми инструментами. Можно сказать, что малыши способны играть в такие игры бесконечно и получать при этом массу положительных эмоций.

Опыты, экспериментирования, действия с предметами служат развитию мелкой моторики у детей раннего возраста. Дети трогают, перебирают, застегивают, сортируют, просеивают, а главное – общаются, развивают речь, обогащают словарный запас. Уровень развития мелкой моторики руки напрямую влияет на уровень умственного развития ребёнка, готовит его к дальнейшей жизни.

Как любят малыши экспериментировать с красками, лепить, видеть результаты своего труда! Большую роль играют эмоции, которые концентрируют внимание и чувства ребенка на создаваемом образе, усиливают воображение. В уголке изодеятельности группы «Пчёлки» имеются краски, фломастеры, карандаши, пластилин, тесто, формочки. А детские творения мы выставляем на показ нашим родителям.

Родители – мои надёжные помощники и наставники в воспитании детей. Ведь детские годы – самые важные, и как они пройдут, зависит от нас, взрослых. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для родителей своих воспитанников я провожу консультации, практикумы, устраиваю мультимедийные просмотры и, надеюсь, что наши общие усилия дадут положительные результаты в воспитании детей.

 

Литература

1. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1

2. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис., М.,1974 с.86

3. Марусинец М., Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999,

4. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника, К.,Радянська школа, 1985, с. 43

5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

6. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960

7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

8. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

9. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 23 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x