Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества.

Автор: Шнайдер Людмила Александровна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

по средствам устного народного творчества.

 

Шнайдер Л.А.

МБДОУ «Детский сад № 81»

 

В настоящее время внимание многих привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.  

 На это в свое время обращали внимание ученые деятели прошлого: Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и др. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятиемышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь[1, с.32].

 Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки.  Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи: их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть  развития речи – работа над формированием словаря.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества выполняются и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка. Корней Иванович Чуковский  в  книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

        Сказка, как один из жанров устного народного творчества, проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др.); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности[3, с.42].

 Современные отечественные исследователи, занимающиеся вопросами обучения дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).

        Сказка способствует совершенствованию навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

       Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста сказано много. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»,  писал К.Д.Ушинский.

        Поэтому я в своей работе использую  метод сказкотерапии, созданный петербургскими авторами Т.Д.  Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленный на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе («терапия» в переводе с греческого означает «забота о душе»).  

С помощью сказкотерапии решаются следующие задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; развитие умения преодолевать трудности и страхи; выявление и поддержка творческих способностей; формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

В ходе занятийной деятельности по речевому развитию  осуществляются следующие основные виды деятельности детей: 
1. Слушание и запоминание сказок. 
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей. 
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки. 
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). 
5. Рисование сказок. 
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, 
кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
8. Пластические импровизации на тему сказок.

В группе создана детская библиотека русских народных сказок. Совместно с родителями проводился мастер класс по изготовлению книжек-малышек.

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Список литературы:

1.     Максаков А.И.  Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1986.

2.     Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса. 2004.

3.     Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x