Развитие связной монологической речи у детей младшего дошкольного возраста при описании игрушек

Автор: Рыскова Виктория Александровна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:”Обычная таблица”;

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:””;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:”Calibri”,”sans-serif”;

mso-bidi-font-family:”Times New Roman”;}

Рыскова Виктория Александровна, воспитатель

МДОУ «Кадомский детский сад № 4»

 

Развитие связной монологической речи у детей младшего дошкольного возраста при описании игрушек

 

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы по формированию связной монологической речи у детей младшего дошкольного возраста при описании игрушек. Автором статьи показана необходимость раннего начала работы по  развитию связной монологической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие речи, связная монологическая речь, описание игрушек, младший дошкольный возраст.

Annotation: The article deals with the experience of work on the formation of coherent monologic speech in children of preschool age with toys description. The author of the article shows the need for an early start of work on the development of coherent monologic speech in children of preschool age.

Key words: development of speech, coherent monologue speech, description toys, preschool age.

 

Проблема  развития  у  детей  дошкольного возраста связной  речи очень  актуальна  на  современном  этапе.  Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

В  современный  век  повсеместной  компьютеризации  и  активного  входа  в  нашу  жизнь  телевидения,  СМИ,  прозападной  телевизионной  культуры,  так  важно  развивать  у  детей  с  самого  раннего  возраста  связную  речь.   С самого раннего детства современных детей окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствие чего у детей пропадает необходимость говорить полными, развернутыми предложениями и т.д., дети  используют  в  своей  речи,  как  правило,  шаблонные  фразы,  а  то  и  вовсе  обходятся  односложными  ответами. 

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Особое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.  Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому связная речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей, а также и родителей.

Известны два основных вида связной речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания. О.С. Ушакова отмечает, что при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком [5].

Недостаточность  развития связной монологической речи проявляется в виде трудностей программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи [1].

Проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них мы находим свое понимание проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором четко определены задачи речевого развития дошкольников, а также на содержание таких программ, как «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Развитие» Л.А. Венгера и др., «Истоки» Т.И. Алиевой и др., «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой и многие др., можно c уверенностью сказать, что авторы всех программ сходятся во мнении, что дошкольный возраст является сензитивным для развития связной речи дошкольников.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе.

            На базе нашего детского сада МДОУ «Кадомский детский сад № 4» была разработана и применена система работы по формированию связной монологической речи детей младшего дошкольного возраста при обучении описанию игрушек. На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика состояния развития речи по методике о.с. Ушаковой, которая позволила установить, что большинство детей второй младшей группы испытывают трудности при составлении даже простых предложений по игрушкам; не могут давать полных ответов на вопросы об игрушках, тем более не могут составлять короткий  рассказ об игрушках.

В рамках проведенной работы по формированию связной речи мы старались подводить детей к составлению целостного описания и повествования. Целостное описание, т.е. описание структурно оформленное, содержащее все основные структурные части: начало – называние объекта, середина – перечисление признаков, конец – общая оценка предмета описания. Ведущим приемом обучения стало совместное описание. Целесообразность такого приема объяснялось психологическими особенностями младших дошкольников. Именно в младшем дошкольном возрасте наиболее естественной формой речи является диалог, т.к. дети еще не умеют планировать свое высказывание. Функцию планирования берет на себя взрослый, он как бы беседует с ребенком, но вместе у них получается описательное высказывание.

Система работы по развитию связной монологической речи у детей экспериментальной группы  в процессе обучения рассказыванию об игрушках основывалась на методических рекомендациях и опыте работы Л.Г. Шадриной, Н.П. Фоминой [6].

Детей младшей группы учили  рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек). Дети постепенно подводили к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек.

Основной формой работы с детьми стали занятия. Цель занятий по развитию связной речи в процессе обучения рассказыванию по игрушке: учить детей рассматривать игрушки, видеть их характерные свойства; подвести детей к обобщающему слову – игрушки, понимать осмысленно значение этого слова; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Игровая форма организации занятия позволяла сделать нашу работу увлекательной, позитивной и творческой, что обогащало мотивы речевой деятельности детей экспериментальной группы повышало качество детских рассказов. Как часть занятия в работе использовались такие методические приемы как: узнавание игрушки по контуру; графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её; рисование данной игрушки, её лепка, аппликация; выкладывание разрезных картинок по теме; игры с данной игрушкой; чтение стихов об игрушке.

 Также во второй половине дня применялись дидактические игры, направленные на развитие внимания, развитие умений выделять свойства предметов и т.д. При рассматривании игрушек мы обращали внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следили за правильным использованием слов при их определении.

В нашей работе также  практиковался совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).  В индивидуальном общении детей учили  рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, которые есть у детей дома).

С целью закрепления умений и навыков связной речи привлекались родители детей к участию в образовательном процессе. Просили родителей помочь каждому ребенку выбрать игрушку, побеседовать о том, почему он выбрал эту игрушку, почему она ему нравится, рассмотреть внимательно игрушку, помочь ребенку рассказать о ней, описать ее. А затем уже эта работа продолжалась в группе с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. Для родителей был проведен мастер-класс «Развитие связной речи у детей через составление рассказа по игрушке», который позволил обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей; показал возможность развития связной речи через рассказывание по игрушке дома; стимулировал интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

В результате проведенной работы по развитию связной монологической речи у детей младшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию об игрушках отмечена значительная положительная динамика по состоянию связной монологической речи как в плане овладения навыками смыслового построения различных видов развернутых высказываний, так и грамматического их оформления. Выявлено существенное увеличение объема составляемых рассказов, улучшение их качества в отношении связности, последовательности, информативности, сюжетного построения; усложнение структуры используемых фраз, уменьшение ошибок в их оформлении. Заметно повысилась самостоятельность детей при выполнении заданий. О результативности индивидуальной работы свидетельствовали многочисленные факты повышения речевой активности малоразговорчивых детей. Они смелее составляли рассказы-описания игрушек и все меньше нуждались в помощи взрослого.

Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

 

 

Литература:

1.                  Авитиди  М.,  Галкина  И.,  Лязина  М.  О  развитии  монологической  речи//Дошкольное  воспитание.  – 2012.  – №  12. – С. 34.

2.                         Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.–255с.

3.                         Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста. –Ярославль, 2004.

4.                         Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников //Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27 –71.

5.                         Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. – 2004. – №10. – С. 9-14.

6.                         Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речью. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –128 с.

Прикрепленные файлы:
%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b8
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x