Развитие творческих способностей детей посредством театрально- игровой деятельности.

Автор: Маккавеева Светлана михайловна

Развитие творческих способностей детей посредством театрально- игровой деятельности.

 

В современном обществе, в век информатики, повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. С этим связано стремление родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не развивать способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, у них плохо развита связная речь, интересы их ограниченны, игры однообразные.  Развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно.  Дети всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. 

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых выпускников детского сада, психолог часто ставит диагноз: «не доиграл»,

т. е. не натренировал свою фантазию и воображение.

Создание условий для театрализованной деятельности в детском саду будет эффективно способствовать:  развитию интересов и творческих способностей детей; общему развитию; способности передавать различные эмоциональные состояния, формированию связной речи; усвоению новой информации и новых способов действия;  развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, способности к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями помогут реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Цель работы – изучить эффективность развития творческих способностей детей в процессе театрально-игровой  деятельности.

Для решения цели поставили следующие задачи:

1.     Проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу, по теме исследования.

2.     Изучить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3.     Разработать методические рекомендации по организации театрально-

игровой деятельности.

В настоящее время работаю с детьми старшего дошкольного возраста и считаю, что данный возраст является расцветом для проявления творческих способностей.

С  ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. В этом мне помогает созданная развивающая предметно-пространственная среда.

Для этого в группе оборудована театральная среда, включающая уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д. В театральной среде имеется необходимое для творческого развития детей. Различные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр шапок, настольный театр и др. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски. Все виды театров использую в процессе работы как совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети, играя в эти виды театра, проявляют свои успехи в кукловождении, в имитации движений героев своего «сценария».

Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Реализация перспективного планирования по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности осуществлялась в кружковой работе «Юные актеры». Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитие творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности. Реализуется через:

развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).

Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии,

изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание «Домашнего театра», совместные театрализованные представления.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их творческому развитию.

 

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей мы узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

 

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте со вторым воспитателем, хореографом, музыкальным работником, педагогом по изобразительной деятельности и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателем и педагогом по изодеятельности  готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. На занятиях с логопедом дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев с хореографом. Делимся своим опытом с коллегами.  Провела консультации «Чем хороши театрализованные игры?», «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка», была оформлена выставка методической литературы по теме «Виды театров» и проведена ее презентация.

Заключение

Для того чтобы проверить эффективность работы была проведена промежуточная диагностика. В результате целенаправленной работы по организации театрально- игровой деятельности дети могут:

Создавать образ персонажей, используя различные средства выразительности (слова, мимику, жесты). Взаимодействовать с партнером.

Действовать с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками). Легко погружаться в мир фантазий.

Таким образом, разработанная нами система работы по театрально- игровой деятельности в детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию творческих способностей детей.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга.

В дальнейшем планируем продолжить работу по развитию творческих способностей детей:

- пополнить уголок театрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;

- сделать традицией, отмечать День театра.

Жизнь наших детей стала интересней и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.  Применение комплекса средств, методов, форм, создание предметно- развивающей среды, диагностика представили возможность получить положительный результат.

Литература:

1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М., Просвещение,2005 г.

2. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.

3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в театрализованной деятельности»

4. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г. 5. Сорокина Н.Ф. «Кукольный театр для самых маленьких». М., 2009

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x