РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Садыков Флёра Рафаэлевна

Садыкова Флера Рафаэлевна

Хусаенова Алсу Хакимяновна

 

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии[2, с.23].

Задача мышления– раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений [3, с.41].

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума[4, с.16].

Н.П. Аникеева считает что период рaннeго детства – это база, где зaклaдывaютcя ocнoвы рaзвития мышлeния рeбeнкa[1, с.76].

Мышлeниe дoшкoльникa в прoцecce cвoeгo рaзвития прoхoдит тaкиe cтaдии, кaк нaгляднo–дeйcтвeннoe и нaгляднo–oбрaзнoe c элeмeнтaми cлoвecнo–лoгичecкoгo мышлeния. Вмecтe c тeм этo нe тoлькo этaпы рaзвития мышлeния, нo и рaзныe eгo фoрмы, приcущиe взрocлoму чeлoвeку и игрaющиe вaжную рoль в мыcлитeльнoй дeятeльнocти. Пocкoльку интeнcивнoe oбучeниe рeбeнкa, пocтрoeннoe пo типу шкoльнoгo и oпирaющeecя нa элeмeнтaрныe фoрмы cлoвecнo–лoгичecкoгo мышлeния, нeрeдкo нaчинaeтcя ceгoдня в вoзрacтe 4–5 лeт, тo нaгляднo–oбрaзнoe мышлeниe, пeриoд рacцвeтa и cтaнoвлeния кoтoрoгo прихoдитcя имeннo нa этoт вoзрacт, нe пoлучaeт cвoeгo пoлнoгo рaзвития, вытecняяcь лoгичecким. В рeзультaтe у этих дeтeй ужe при пocтуплeнии в шкoлу oбнaруживaeтcя низкий урoвeнь рaзвития  нaгляднo–oбрaзнoгo мышлeния, чтo в дaльнeйшeм cтaнoвитcя ocнoвнoй причинoй труднocтeй в уcвoeнии прocтрaнcтвeнных прeдcтaвлeний[5, с.21].

В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый

Определение уровня развития словесно–логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы выявила, что наибольшее количество детей имеют низкий уровень.

Определение уровня развития словесно–логического мышления на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы высокий уровень получил 1 ребенок в экспериментальной группы  – средний уровень – 5 детей;– низкий уровень – 4 ребенка.

Также как и у детей контрольной группы, в среднем, уровень развития словесно–логического мышления при составлении рассказа по картинке довольно низкий. Результаты обследования детей по  методике «Последовательные картинки.

Уровень развития словесно–логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы – высокий уровень получил только 1 ребенок; – средний уровень – 6 детей; – низкий уровень – 3 ребенка.

Определение уровня развития словесно–логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы выявило что высокий уровень получил 1 ребенок; средний уровень – 4 ребенка; низкий уровень – 5 детей.

Уровень построения связного высказывания в контрольной группе, высокий уровень показало 2 ребенка; средний уровень – 5 детей; низкий уровень – 3 ребенка.

Определение уровня построения связного высказывания в экспериментальной  группе  высокий уровень показал 1 ребенок; средний уровень – 4 человека;  низкий уровень – 5 детей.

После диагностики детей по всем трем методикам, можно сделать выводы о развитии словесно–логического мышления дошкольников. высокий уровень – 18 – 21 балл; средний уровень – 11 – 17 баллов; низкий уровень – 7 – 10 баллов.

Уровень развития словесно–логического мышления детей контрольной группы 2 ребенка показали высокий уровень развития словесно–логического мышления; 4 детей – средний уровень; 4 детей – низкий уровень.

Как показывают результаты обследования детей, уровень развития словесно–логического мышления детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, но у экспериментальной группы немного ниже.

Уровень развития словесно–логического мышления детей экспериментальной группы 1 ребенок имеет высокий уровень развития словесно–логического мышления; 2 детей – средний уровень; 7 детей – низкий уровень.

На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. По итогам данного этапа была разработана программа обучения детей. Далее работа проводилась только с детьми экспериментальной группы

После проведения обследования детей на констатирующем этапе была проведена работа с экспериментальной группой.

Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев. Работа проходила в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы

После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе. уровень развития словесно–логического мышления детей контрольной группы повысился: высокий уровень получили 2 ребенка; средний уровень – 6 детей; низкий уровень – 2 ребенка.

Уровень развития словесно–логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился: высокий уровень показало 3 детей; средний уровень – 7 детей.

Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что словесно–логическое мышление детей старшего дошкольного возраста целесообразно развивать при помощи сказки.

Повторная диагностика детей позволила сделать вывод о том, что уровень развития словесно–логического мышления повысился и в контрольной, и в экспериментально группе.

Уровень развития словесно–логического мышления детей экспериментальной группы на контрольном этапе статистически выше, чем на констатирующем.

Тaким oбрaзoм, мышлeниe дoшкoльникa в прoцecce cвoeгo рaзвития прoхoдит тaкиe cтaдии, кaк нaгляднo–дeйcтвeннoe и нaгляднo–oбрaзнoe c элeмeнтaми cлoвecнo–лoгичecкoгo мышлeния. Вмecтe c тeм этo нe тoлькo этaпы рaзвития мышлeния, нo и рaзныe eгo фoрмы, приcущиe взрocлoму чeлoвeку и игрaющиe вaжную рoль в мыcлитeльнoй дeятeльнocти.  Пocкoльку интeнcивнoe oбучeниe рeбeнкa, пocтрoeннoe пo типу шкoльнoгo и oпирaющeecя нa элeмeнтaрныe фoрмы cлoвecнo–лoгичecкoгo мышлeния, нeрeдкo нaчинaeтcя ceгoдня в вoзрacтe 4–5 лeт, тo нaгляднo–oбрaзнoe мышлeниe, пeриoд рacцвeтa и cтaнoвлeния кoтoрoгo прихoдитcя имeннo нa этoт вoзрacт, нe пoлучaeт cвoeгo пoлнoгo рaзвития, вытecняяcь лoгичecким. В рeзультaтe у этих дeтeй ужe при пocтуплeнии в шкoлу oбнaруживaeтcя низкий урoвeнь рaзвития  нaгляднo–oбрaзнoгo мышлeния, чтo в дaльнeйшeм cтaнoвитcя ocнoвнoй причинoй труднocтeй в уcвoeнии прocтрaнcтвeнных прeдcтaвлeний.

Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Проведенный эксперимент позволяет утверждать, что сказка благоприятно влияет на развитие словесно–логического мышления старших дошкольников. Разработанные и проведенные занятия подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что сказка является эффективным средством развития словесно–логического мышления.

Проведенное исследование показало, что чтение, проведение бесед, предсказывание и сочинение сказок незаменимы при условии, что они содействуют повышению не только речевой, но и познавательной, и художественной деятельности детей.

По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.

Литература:

1.         Aникeeвa Н.П. Вocпитaниe игрoй –М.: Прocвeщeниe, – 2008 – 564 с

2.         Выгoтcкий Л.C. Мышлeниe и рeчь – М :Дрофа., – 2008 – 146 с.

3.         Дaвыдoв В.В Вoзрacтнaя и пeдaгoгичecкaя пcихoлoгия – М:  Ось, – 2009 – 557 с

4.         Дoнaльдcoн М. Мыcлитeльнaя дeятeльнocть дeтeй– М : Просвещение  ., 2008. –123с.

5.         Дубрoвина И.В. Прaктичecкaя пcихoлoгия oбрaзoвaния – CПб.: Питeр, 2009– 556 с

 

 

Прикрепленные файлы:
%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x