«Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочное время через внедрение элементов инновационных технологий»

Автор: Савина Людмила Михайловна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

«Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочное время через внедрение элементов инновационных технологий»

 

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Будучи ученицей,  мне нравились новые, нетрадиционные подходы на уроках.  Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание нововведениям, чтобы  каждый  урок  был  интересен. На мой взгляд,  ученик  должен  чувствовать себя творцом и незаменимым  звеном большой цепи.

    Каждый раз,  идя на урок, я задавалась вопросом,   как же научить ребенка мыслить творчески? Ведь существует мнение, что математика «сухая и скучная» наука. Как помочь самой себе сделать каждый новый урок интересным и неповторимым? С этой проблемой, я считаю, сталкивается каждый педагог на том или ином этапе своей деятельности.  Поэтому нетрадиционные уроки стали неотъемлемой и, чуть ли не обязательной формой обучения в моей «творческой лаборатории».

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, а также требует новые подходы в процессе обучения.

Тема самообразования, над которой я работаю «Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочное время через внедрение элементов инновационных технологий». Актуальность проблемы творческого развития личности школьника определяется современными требованиями к содержанию образования. Учащийся в процессе обучения должен не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности. Обучение – сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся.

Цель квалификационной работы – проанализировать эффективность моей работы при формировании творческого мышления школьников в непрерывном курсе изучения математики, систематизировать и обобщить накопленный материал по данной проблеме.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-       изучить теоретический и методический материал по заявленной теме;

-       исследовать виды и методы работы для развития творческого мышления школьников;

-       апробировать данные методы и технологии работы

База исследования:  учащиеся 5-6 классов  Винницкой общеобразовательной школы.

    I .Теоретические аспекты формирования творческого мышления                                                       

                                              школьников

    Основным условием формирования творческого мышления я считаю создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, научно-исследовательской, игровой.

1.1  Понятие и характеристика творческого мышления

Работая над данной проблемой, я обратила внимание, что в современной педагогической литературе часто пишут о необходимости познавательной и творческой деятельности учащихся, о необходимости развития творческого мышления, но при этом понятия деятельности, творческого мышления даются, абстрактно. Авторы стараются избежать чётких научных определений, прибегая зачастую лишь к описанию проявления определённых качеств мышления.

 Следует сказать, что творческая деятельность, как отмечают психологи, положительно влияет на процесс и результат обучения, а также на мышление, воображение, память, внимание, которые под влиянием творчества приобретают особую активность и направленность.

    На мой взгляд, математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Воспитание творческого мышления у учащихся происходит постоянно в течение всего периода обучения и основывается на умении полноценно аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

Мастерство учителя, для развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения, состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными и творческими, но без инновационных технологий невозможно добиться желаемого результата. Каждый из нас ищет и находит свои пути к ученику, развивает задатки ребят, способствуя раскрытию их талантов, не разрушая при этом внутренний мир, а, сохраняя в школьнике неповторимую личность.

Формирование творческого мышления учащихся в процессе изучения ими математики является одной из важных задач учителя.

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно  выделить несколько точек зрения на понятие «творчество», однако для себя же я  выделила определение В.Н. Пушкина: «Творчество — это свойственная человеку целенаправленная деятельность представленная неординарностью, ориентированностью, не шаблонностью мышления и направленная на получение новых, существенных свойств, качеств у привычных процедур и процессов, а также на реализацию своих собственных возможностей в интеллектуальной и эмоциональной сферах деятельности человека».

Таким образом, творческое мышление учащихся определяется как мышление направленное на перенос знаний и умений в новые ситуации при решение учебных задач, в связи с этим полезным представляется определение творческого мышления, данное Д. Пойа «Мышление можно назвать продуктивным, если оно приводит к решению данной конкретной задачи; мышление творческим, если оно создает средства для решения будущих задач. Чем больше число и чем шире разнообразие задач, к которым применимы созданные средства, тем выше творческий уровень мышления».

1.2  Основные закономерности развития творческого мышления

Творческое мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется:

1) переработка имеющейся и вновь поступающей информации;

2) отмежевание  внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций;

3) раскрываются закономерные связи между ними.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них более рациональные решение, прогнозировать возможные варианты развития.

                    1.3 Принципы при организации творческого урока

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей творческое мышление. Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы.

1.     Принцип «инновационных технологий». Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями; ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.     Принцип «принятия другого».  Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объективно-субъектного взаимодействия.

3.     Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

4.     Принцип сотрудничества. Чтобы на любом уроке у учащихся была возможность развивать свои творческие способности, учителю в ходе проведения урока (факультатива, занятия) необходимо обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные: повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.

Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.                                                                                                     Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).                                           

Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.

Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.

Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей.

Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика.

       1.3 Структура творческого урока включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т. д.

Плохая память, как известно, — это зачастую и плохое внимание, которое, однако, имеет способность к развитию при помощи системы задач.

Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. («Хорошо, молодец! Не получилось — ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить, — и успех, конечно же, придет!») Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы (разумеется, если учитель — друг, союзник, помощник).

Второй этап. Развитие психологических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе следует заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов, в том числе и алгоритмов, ориентированных на организацию управляемой, а не путем проб и ошибок, деятельности учащихся.

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Иногда говорят, что умение творить — удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!» По мнению П. Я. Гальперина, инсайт (озарение), присущий открытиям, — это свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Четвертый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый — это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй — это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

                        II.Развитие творческих способностей учащихся

                        2.1 Логическое и алгоритмическое мышление

       Логическое и алгоритмическое мышление способствует творческому развитию учащихся. Дети сочиняют сказки,  выполняют задания на развитие памяти. Учащиеся при этом  включаются в учебную деятельность.  Вырабатываются  алгоритмическое мышление и умения школьников через логические игры, тренинги, рисунок. Творческие способности учащихся развиваются посредством художественной деятельности при подготовке и проведении викторин, конкурсов рисунков. Тренируется память, развивается интерес к предмету путем возрастания положительных эмоций, связанных с возможностью успешного выполнения заданий.  
      Одной  из  форм  творческой  работы   является  составление  и отгадывание ребусов. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: ученики  получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности.

      Следующей формой творческой внеурочной работы учащихся является составление кроссвордов. Эта  деятельность  важна для запоминания понятий и терминов математики, причем, при анализе составленных кроссвордов особое внимание уделяется четкости определения. Создаю банк творческих проектов учащихся и использую их в обучении для других  школьников. Применяю творческие работы проверочного характера, так как контрольные работы в традиционной  форме вызывают у учащихся дискомфорт, волнение, что может  сказываться на результатах.

     В условиях увеличения потока информации, с которой связана деятельность  учащегося, особенно важно сохранить его положительное отношение к учебе, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной и трудовой деятельности. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». И поэтому особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей. Этому способствует использование на уроках   игровых приемов обучения.

                        2.2 Игровой компонент на уроках математики 

     Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся – участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.

     Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми.

      Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму.  

      Структура игрового компонента:

 

◄игровой замысел;

◄правила;

◄ игровые действия;

◄познавательное содержание или дидактические задачи;

◄оборудование;

◄результаты игры.

Он имеет свою специфику, которая выражается   в том, что его элементы можно применять  в урочное и во внеурочное время,   дидактический материал может готовиться как учителем, так и учеником.

Использую следующие виды игр: 

на развитие внимания и закрепления терминологии;

игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры.

  

 

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x