«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Автор: Макаренко Елена Николаевна

 

2014 – 2015 учебный год.

Учитель русского языка и литературы

Макаренко Елена Николаевна

«Развитие творческих способностей

учащихся на уроках русского языка,

литературы и во внеурочное время»

                                                    

  Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

 К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.

Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы -

совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.

Не менее важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Анализируя свою педагогическую практику, сформулировала цели и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высокого уровня развития устной и письменной речи:

-  создать условия для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;

- содействовать развитию устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения;

- способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика.

Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидной. Поэтому свою практическую деятельность я направила на развитие творческих способностей учащихся.

На начальном этапе обучения (5класс) строю занятия в форме игры, чтобы поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное в правилах правописания и произношения, а самое строгое грамматическое правило сделать интересным.
Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ. Так, при изучении в 5 классе темы «Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)» предлагаю детям задание – вычеркните «четвёртое лишнее»:

1. Росчерк, россказни, розвальни, роспись.

2. Разминировать, рассмеяться, разговориться, раззадориться.

3. Рассвет, рассердиться, рассмотреть, расхохотаться.

4. Бездействовать, безобразие, безынтересный, безымянный.

5. Здравствуйте, здешний, сдержать, здоровье.

6. Воздействовать, восклицать, восполнить, восход.

Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.

С целью развития креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу. Считаю, что основа любого сочинения  - эмоциональный настрой класса: ведь тему надо так предложить, чтобы дети её подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться.

Считаю целесообразным обращение к работам малой формы – миниатюрам. Признаками такого создаваемого текста являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Предполагаемый результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой компетенции учащихся. Стимулом для создания выразительного текста могут стать впечатления от природы, картин, литературного произведения. К тому же уроки подготовки и написания сочинений обеспечивают и ролевое разнообразие школьников, так как при работе над текстом миниатюры роли учащихся постоянно меняются: когда они пишут свою работу – они творцы, писатели; слушают сочинение товарища – слушатели; читают сочинение соседа по парте – читатели; рецензируют творческую работу одноклассника–критики, аргументировано излагающие свою оценку.

Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая,

требующая внимания, терпения, систематичности. После того, как пятиклассники познакомились с понятиями «тема»,  «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Различные виды анализа текста обязательно использую на каком-либо этапе практически каждого урока русского языка и литературы. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям, потому что им гораздо легче писать и говорить  о том, что они видели, наблюдали, хорошо знают.

В 6-ом классе темы сочинений становятся разнообразнее.  Работая по программе М. Ладыженской  развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по картинам. На уроках литературы постепенно приобщаю  учеников к литературоведческому анализу: иначе они не смогут постигнуть классические произведения, предлагаемые им программой, проанализировать их.

Если в классах среднего звена используем фрагменты комплексного анализа текста, то в 10 – 11 классах этот вид деятельности становится преобладающим, и ему отдаём целый урок – урок-исследование. Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, даю школьникам задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, жёсткие рамки и железный порядок здесь неуместны: каждый классический художественный текст неповторим, своеобразен. После анализа текст обязательно читается повторно: необходимо восстановить цельность восприятия его.

Широко использую активные формы обучения для развития устной и письменной речи учащихся, для формирования языковой личности:  

1. Групповая работа. Применяю эту форму работы, так как она позволяет приучить учеников взаимодействовать в группе с любым партнёром; работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса; полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.

Следовательно, групповая работа является одной из форм  развития речи и коммуникативных способностей учащихся создаёт атмосферу взаимопомощи, сотрудничества, будучи тщательно продуманной,  позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Использую богатые возможности групповой работы как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Готовлю карточки-задания по некоторым вопросам, предлагаемым для обсуж­дения, сама или привлекаю одарённых детей.

3.Урок-аннотация. Провожу в старших классах при изучении творчества поэтов, которые вызывают наибольший интерес у школьников (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев, В. Высоцкий). Учащиеся дают общую оценку сборни­ка стихов современного поэта и  подтверждают своим комментарием к стихотворениям. Затем составляют, как правило, в группах аннотацию, обсуждаем, корректируем, а по завершении собственной работы читаем критические статьи о сборнике.

4. Урок-суд. Совместно с творческой группой создаём примерный сценарий судебного заседания, будущие участники процесса знакомятся с литерату­рой по проблеме, собирают информацию, готовятся заключе­ния экспертов и свидетельские показания. Я провожу такие уроки после изучения романов «Обломов» И.А. Гончарова,  «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

6. Языковые игры. На разминках, зачётах, на этапе актуализации субъектных знаний провожу подобные игры. Они повышают мотивацию обучения школьников, позволяют сделать уроки живыми, интересными, познавательными. В моей практике «прижились» такие языковые игры: «перевёртыши», «замени синонимом», «составь слово, предложение», «буриме».

Использование этих активных форм, их результативность проявляется и при написании творческих работ, виды которых крайне разнообразны.

Творческие работы

- на основе личных впечатлений

Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.

  Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Работая над текстом стихотворения А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» в 6 классе, чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь учащимся почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения спрашиваю:

-  Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения?  

    Как думаете, о чём или о ком пойдет речь?

-   Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу?

 Что вы чувствовали, переживали?

 А затем предлагаю проследить, что и как  о состоянии человека в осеннем лесу, его переживаниях, настроениях, отношениях с природой  поэтическими средствами рассказывает своему читателю А.Фет.

 На открытом уроке 26.11.14 прежде чем начать работу над стихотворением М.Ю Лермонтова «Бородино» в 5 классе, пытаюсь выяснить, что же знают учащиеся  о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своём произведении поэт, и о его героях:

- Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?

- Что вам известно о Бородинском сражении?

- Кто такой Кутузов?

             В результате короткого общения с учащимися выясняем, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало, это помогает заинтересовать  ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.

- на основе читательских впечатлений

            Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.

- на основе жизненных впечатлений

Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе», «Мой сверстник» и т.п.

-по форме ЕГЭ

               В своей работе использую новые образовательные технологии:

1. Проблемное обучение, которое предполагает развивать интерес у учащихся через постановку проблемного вопроса или задания. Например: «Чичиков: подлец или предприниматель?», «Базаров – новый герой в русской литературе?». На таких уроках ученик при анализе и обобщении  материала проявляет умения самостоятельно выделять связи и отношения между изученными понятиями, решать поставленные задачи, на рефлексивно-оценочном этапе показывает владение устной речью.

2. Педагогическая мастерская. Для меня особенно интересна тем, что учитель должен разблокировать способности ребёнка, создать условия  для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Стараюсь обращаться к чувствам ребёнка, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, исключая официальное оценивание работы ученика. На этапе афиширования работ ребята проявляют свой речевой и творческий потенциал. Так, например, на занятии «Новый герой в литературе… Каким он должен быть?» данная технология позволяет учащимся составить свой образ (проект) «нового героя», доказать выбор наиболее значимых черт его. В подготовленном классе возможен вариант составления компьютерной презентации.

3. Учебно-деловая игра.

5. Компьютерные презентации. Составляю на основе различных материалов мультимедийные  презентации, привлекаю учащихся к подготовке творческих работ с использованием электронных пособий: докладов, рефератов.

             Развитие творческих способностей осуществляется и во внеклассной работе по русскому языку и литературе. По особому плану занимаюсь индивидуальной работой со способными и одаренными детьми. Провожу занятия с теми, кто имеет склонности к выразительному чтению, систематически работаю с ребятами, желающими участвовать в предметных олимпиадах. Мои учащиеся участвуют в подготовке  предметных недель,  литературных вечеров, принимают участие в предметных конкурсах конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе. Не первый год проводится в школе конкурс «Родное слово», «Олимпус» С 2007 года проводим конкурс «Русский медвежонок» И если начинали мы с 30 учащихся, то сейчас их число увеличилось до 70 человек. В 2010 году  учащаяся 11класса Шашанова Наталья заняла I место в районе в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

 

Литература:

 

1.Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991.

2. . Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.

 3.Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / Капинос В.И.,

4.Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г

Интернет-ресурсы

http://www.bestreferat.ru

 

http://shelgimn.ucoz.ru

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x