развитие творческого потенциала педагога

Автор: Лукьянец Ольга Владимировна

Лукьянец О.В., заместитель директора по учебно-методической работе

Государственное учреждение образования «Гимназия № 14 г. Минска»

Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

 

Современный образовательный процесс явление многогранное, отражающее сложности и противоречия в жизни общества, реагирующее на его запросы. Проблема необходимости овладения педагогом, а далее, как следствие, и учащимися, исследовательской компетентностью в ходе образовательного процесса обусловлена требованиями современного общества. Это предполагает готовность выпускника к исследованию, активному участию в инновационных процессах постоянно меняющегося мира и информационного пространства в условиях глобализации.

Наряду с этим, актуальной остается проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали. Перед педагогами ставится цель воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа.

Смена парадигмы образования в современных условиях проявляется, прежде всего, в ориентации всей системы образования на развитие свободного диалога человека с миром, культурой, с исторической эпохой, на овладение приемами общения на основе творческой самореализации личности.

Это порождает такие противоречия социально-педагогического характера: высокий уровень требований к выпускнику как к личности, готовой к сохранению и передаче ценностей духовно-нравственного и культурного наследия своей страны; владение им способами активного познания нового посредством исследования; готовностью педагогов обеспечить субъектную позицию каждому учащемуся путем формирования и развития исследовательской компетентности на основе духовного и культурного наследия.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станет стремление к исследованию, познанию, творчеству, педагогическим открытиям.

Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают учащихся новыми знаниям, желанием созидать. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке.

Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии учителя, он формируется во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности.

К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учреждения образования, педагогические задачи коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Много зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности.

Искусство – составная часть духовной культуры человечества. Без приобщения к нему человек не будет иметь нравственной душевной опоры в жизни, будет неправильно понимать различные жизненные проблемы. Другими словами, искусство не только воспитывает человека, но и развивает его мировосприятие.

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива.

Главными признаками творчества являются:

– создание нового или существенное усовершенствование известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Творческий педагог – прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:

– научным психолого-педагогическим мышлением,

– высоким уровнем педагогического мастерства,

– определенной исследовательской смелостью,

– развитым педагогическим чутьем и интуицией,

– критическим анализом,

– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

И педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Творческая самореализация включает несколько различных аспектов:

– психологический (в варианте педагогической психологии и возрастной психологии),

– методологический (с позиций аксиологического, акмеологического, гуманистического, средового, культурологического, деятельностного, рефлексивного, информационного, интегративного, системного, синергетического и др. подходов), социологический и т.д.

Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны в культуре формируется определенный тип личности. С другой стороны личность создает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, ведь личность не только движущая сила и творец культуры, но и главная цель культуры.

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях:

– как «продукт» культуры;

– как «потребитель» культуры;

– как «производитель» культуры;

– как «транслятор» культуры.

Ряд ученых считают, что за последнее десятилетие проблема самореализации приобрела особую актуальность. Первоначально она была сформулирована в рамках психологии, но вскоре приобрела явно философское звучание. Дело в том, что процесс самореализации выражает наиболее глубокую, сущностную сторону человека. На основе идеи самореализации могут быть синтезированы разнообразные и внешне плохо стыкующиеся знания о человеке (философские, научные, религиозные и пр.).

Педагогический труд нетворческим не бывает. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

 

Литература

1.                  Астафьева, О. Н. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие / О. Н. Астафьева, Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин // 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.

2.                  Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин // СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

3.                  Культурология: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана // М.: Юрайт, 2012. – 566 с.

4.                  Столяренко, Л. Д. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко; под ред. С. И. Самыгина. – 4-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д [и др.]: Феникс [и др.], 2010. – 352 с.

5.                  Лучшие страницы педагогической прессы № 4. 2007.

6.                  Журнал “ Завуч управление современной школы”. Центр “Педагогический поиск”, № 6 2010 г.

 

 

 

Прикрепленные файлы:
%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bd%d1%86%d0%b8%d1%8f_%d0%bb%d1%83%d0%ba%d1%8c%d1%8f%d0%bd%d0%b5%d1%86-%d0%be%d0%b2_%d1%811
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x