Разработка урока:

Автор: Дмитриева Ирина Михайловна

УРОК

по ОРКСЭ

(модуль «Основы православной культуры»)

в 4 классе

 

ТЕМА:

«Христианская семья»

 

 

Учитель: Дмитриева И.М.

 

 

 

 

 

 

п.Лазарево

2016 год

Цель:формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

 Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

 Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

 

Формирование УУД:

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, презентация «Петр и Феврония Муромские», словари,  карточки для работы с пословицами, ромашки (маленькие, разноцветны), ромашки большие (для групповой работы), звукозапись песни «Гимн семьи», видеоклип

ХОД УРОКА

I этап. Организация класса (оргмомент)

Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости.  Давайте поприветствуем их. Улыбнемся друг другу. Пусть этот день будет таким же радостным, как ваши улыбки!

II этап. Актуализация знаний и умений (повторение)

СЛАЙД 1

В жизни мудрость нас ведёт,

С каждым днём она растёт.

Вслед за ней и мы растём

И  мудреем  с  каждым днём.

Ищем  мудрые советы,

Мудрые даём  ответы,

С  мудростью  дела ведём,

Мудрость слушаем  во всём.

- Какое  слово чаще всего встречалось в этом стихотворении? (Мудрость)

-Как вы понимаете значение слова «мудрость»? А что является символом мудрости? (Кадуцей.)СЛАЙД 2

-Символ представляет собой жезл, который с двух сторон обвивают змеи. В христианской религии именно его считают знаком мудрости, поскольку он является атрибутом Софии, то есть Премудрости Божией. Кадуцейносят все посланники, как знак мира и защиты, и он является главным их атрибутом. 

А какие еще символы мудрости знаете вы? (Ответы детей)

Да, есть и другие символы мудрости: сова, лавровые листья, и др. (н-р:Анкх. Этот символ представляет собой крест с кольцом сверху. Использовали его разные древние культуры. Многие современные субкультуры носят оберег Анкх, чтобы обрести мудрость и бессмертие.

Руна Ансуз.Эта четвертая руна обозначает бога и помогает не только приобрести мудрость, но и найти творческое вдохновение.)

III этап. Самоопределение к деятельности.

1.Постановка учебной задачи – 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

-Скажите, а вы можете назвать себя мудрыми? (Нет) Почему? (не хватает знаний, опыта и т.д.) Значит, отправляемся в путь за новыми знаниями? (Да)

-Сегодня на уроке мы с вами приоткроем ещё одну завесу мудрости православия.

Перед вами стоит проблема: прослушать отрывок из рассказа А. Васильева «Дома» и постараться определить тему нашего урока.

«Когда Степа, наконец, оказался дома, он забрался на колени к папе и прижался к его колючей щеке; своим взглядом он позвал маму и обнял ее за шею правой рукой. Счастливо, глубоко вздохнул и подумал: счастье – это когда…»

- Как вы думаете, ребята, что же подумал Степа? ( Мнения учащихся.)

- Правильно. Степа действительно подумал, что счастье, -  это иметь папу, маму, то есть дружную семью.(СЛАЙД 3).

Может кто-то догадался, какова будет тема нашего урока? (Семья)СЛАЙД 4

- В этом задании, ребята, вы должны проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопросы и поставить цели, над которыми мы будем работать на уроке.

Притча « Ладная семья» (СЛАЙД 5)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (СЛАЙД 6)

-Как вы думаете, какие это были слова? Можно догадаться сразу? (Нет).

И в конце листа: сто раз …, сто раз …, сто раз ....  (СЛАЙД 7)

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

СЛАЙД 8

-Вы догадались, что в притче является основой жизни всякой хорошей семьи? (нет)

Скажите, но это что-то ценное, раз такая большая семья жила в мире и согласии? (Да). Можно сказать, что правила жизни этой семьи – это  ценности? (Да) Так как мы говорим о семье, то эти ценности какие? (Семейные)

Так что же нам нужно найти в результате нашего труда к концу урока? (Семейные ценности). А так как мы люди православные, христиане, то будем мы говорить о ценностях какой семьи ??? (Православной, христианской).

Сформулируйте цель нашего урока. (Расширить наши представления о понятии “семья”, увидеть, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие “христианская семья”, познакомиться с  семейными ценностями)

Действительно, сегодня мы  с вами будем вести разговор о самом главном в жизни человека - о семье, христианской семье; узнаем, что такое венчание; что означает обручальное кольцо; каково значение семья имеет  для каждого и как следует относиться друг к другу в семье.

IV этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

1.РАБОТА в ПАРАХ:

Давайте попробуем определить, какие же качества присущи семье. В этом нам поможет народная мудрость. У вас на партах лежат слова из довольно известных пословиц. К сожалению, они рассыпались. И здесь уже вам придется использовать  свою мудрость и знания: соберите из слов пословицы. Для работы разбейтесь на пары. Возможна помощь всей группы тем, у кого что-то не будет получаться.

Согласье в семье - достаток в дому.

Семья крепка ладом.

Семья в куче, не страшна и туча.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Где семья дружна, не страшна беда.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

-Зачитайте пословицы. А теперь еще раз посмотрите на пословицы и скажите, какие семейные ценности уже названы в пословицах? (Любовь, согласье, достаток, дружба, счастье, лад) СЛАЙД  9

Семья!… Довольно часто мы слышим или произносим это слово.

А что это слово значит для каждого из нас?

-Как вы понимаете слово «семья»?(СЛАЙД 10) (Семья – это… дом, где нас любят и ждут; «СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе…» Владимир Иванович Даль)

-Давайте найдем определение семьи в толковом словаре Ожегова! (Дети читают:

1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с. 3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. берез. С. груздей. * Семья языков - в языкознании)

 СЕМЬЯ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

- - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов).

-Наш класс можно назвать семьей? (Да, в переносном значении) Так кто же входит в семью? (Родственники: папа, мама, братья, сестры, дяди, тети, бабушки и дедушки, …)(СЛАЙД 11)

-А что вы можете сказать о христианской семье? (Ответы детей) (СЛАЙД 12)

А я хочу рассказать вам о Петре и Февронии.Когда вы будет слушать мой рассказ и смотреть презентацию, подумайте, какие качества семьи были у этой супружеской пары?(СЛАЙД 13)

О Петре и Февронии

Пётр и Феврония – православные покровители семьи.(СЛАЙД 14)

Поэтическое и поучительное повествование об их супружеской любви и верности с древних времён считается примером идеального христианского брака.

Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай Еразм.

Благоверный   князь Петр вступил наМуромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел болезнью (проказой), от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать крестьянская дева из деревни Ласково Рязанской земли, Феврония.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПЕТР И ФЕВРОНИЯ».

– Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.

Физкультминутка

В народе говорили: “Семья без детей, что цветок без запаха”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.) Чтобы семья была счастливой, а дом – светлым, в семье нужны дети. Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (Ответы детей.)

Как вы думаете, какой цветок символизирует дружную любящую семью? (Ромашка)

Всероссийский день семьи - День семьи, любви и верности празднуют ежегодно 8 июля.Слайд 15

Отмечать стали этот праздник с 2008 года. Символом праздника стала ромашка (символ любви на Руси). В этот день семьи награждают памятными медалями «За любовь и верность». На медалях изображены лики святых Петра и Февронии. А этот памятник находится в  городе Муроме, тамгде жили Пётр и Феврония.

ГРУППОВАЯ РАБОТА (слайд 16)

Ребята, у каждой группы есть набор слов. Разделите их на две группы: какие из них можно отнести  к ценностям христианской семьи, а какие нет. Напишите на лепестках семейные ценности, соберите из лепестков свой цветок.  Докажите свой выбор.

(любовь, доверие, бестактность, злорадство, лад, мир, надежда, терпение, милосердие, злость, прощение, забота,  тактичность, хамство, зависть, ненависть, добросердечность, эгоизм).

Ценности христианской семьи: любовь, доверие, лад, мир, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота,  тактичность.

А пока вы работает, послушайте видеоклип с песней о Петре и Февронии.

(видеоклип: 8 июля - День семьи, любви и верности)

Создание семьи. Венчание

      I.            Таинство Венчания. ) (СЛАЙД 17)

 

Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание  - одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. Муж берет на себя семейной жизни, а жена должна быть ему помощницей и другом. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

-Найдите в учебнике значение венца и колец при венчании (Задание по группам:

1 группа- значение венца

2 группа – значение колец

СЛАЙД 18

V этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

-В учебнике автор сравнивает семью  с маленьким ковчегом? Почему, как вы думаете?

(семья – самое уютное и нужное для человека место на земле.  Поэтому и говорят, что семья – это маленький ковчег. А ещё, в православии семью принято считать – Малой церковью. Верующие  считают, что семья должна строиться на любви супругов друг к другу и к детям, а детей к родителям. Супругов объединяет также общая любовь к Богу, который благословил их союз.)

 

Работа с притчей

-Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные в начале урока? (Да)

-Что же это за слова? (варианты детей). /любовь, прощение, терпение

-СЛАЙД 19

-СЛАЙД 20:Подумайте, что объединяет эти две фотографии? (Ответы – Любовь до гроба)

-Любовь до гроба. Это фразеологизм. Найдите этот фразеологизм  в словарях.

 

-СЛАЙД 21 Л.Н.Толстой «Счаастлив тот, кто счастлив дома».

_Как вы понимаете эти слова?

Работа с текстом:

 

-Как вы думаете, мы справились с целями урока? (Да)

 

VI этап. Рефлексия.

Учитель: в заключение урока мне бы хотелось обменяться с вами подарками. Я хочу подарить вам песню, а вы подарите мне  ромашки сегодняшнего настроения. Ромашка – символ семейного счастья, любви, верности и взаимопонимания.

Белая – на уроке было интересно, я узнал много нового;

Желтая– мне на уроке было весело;

Голубая– хочу еще узнать по этой теме;

Красная– мне на уроке было скучно и грустно.

 

V.Домашнее задание: cоставить формулу семейного счастья, попробовать составить родословное древо семьи

 

     Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x