Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Автор: Григорьева Таисия Егоровна

Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному развивающему образованию. Тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс – учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста. Одной из задач личностно-ориентированного обучения является изучение личности ученика в образовательном процессе.   Это изучение я начинаю с первой встречи с будущим учеником. В своей работе использую следующие психолого - педагогические методики, которые соответствуют возрасту ребенка: «Друг из сказки», «Портрет моей семьи», Методика « Лесенка», «Рисунок несуществующего животного», анкетирование для родителей – «Портрет моего ребенка».

 

Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него. Именно в начальной школе ученик проявляет избирательность и склонность к тем или иным учебным предметам, определяется  в своих возможностях и начинает развивать способности, тем самым становится носителем собственного уникального опыта. На своих уроках я  стараюсь, чтобы каждый урок был интересным открытием, увлекательным путешествием, неиссякаемой радостью познания.
Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением. Игра, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости и обработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными.
 Часто на уроках звучат ссылки на дополнительные источники знаний. У всех детей дома есть детские энциклопедии. И дети с удовольствием подбирают дополнительный материал к урокам чтения, трудового обучения, окружающего мира. Чтобы не сдерживать темпы развития, индивидуализирую учебный процесс. Каждый работает в своем темпе, в соответствии со своими способностями. Часто на уроках использую групповую работу. Считаю, что групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Применяю на своих уроках разные приемы и методики совместной работы с учащимися в парах. Это и взаимные диктанты, взаимопроверки, взаимообмен заданиями. Дети работают в парах  группах, объясняют, рассуждают. Сильные ученики становятся помощниками учителя в группах. Рационально и оптимально организованная индивидуальная, групповая коллективная деятельность раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубинному анализу, способность к сотрудничеству, коллективной работе. Умение применять полученные знания невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому так важно развивать мотивацию учебной деятельности. Чтобы все дети были успешны в обучении важно не принуждать, а мотивировать их деятельность. В начальной школе должны быть заложены основы не только предметных знаний, но и знаний о собственном незнании. Именно с действия самооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самостоятельность, переход от простого старательного ученика к человеку, умеющему учиться. Чаще всего в начальной школе преобладает репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, т.е., знания, даются в виде готового образца. Такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний.  Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями; использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт; оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются: наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих задач; применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников; обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность; при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. В основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению, без чего невозможны ни успешное обучение, ни самообучение. Сравним два приема обучения. Один – весьма распространен. При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова», учитель пишет на доске слова и объявляет правило. Затем учащиеся это правило повторяют и записывают соответствующие слова. А вот другой ход урока. Учитель пишет на доске слова, в которых пропущены безударные гласные в корне слова, и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы детей разные.  «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?» Ответ очевиден: не знаем правило написания. Теперь настало время познакомиться с правилом, знать его необходимо, чтобы писать без ошибок. После этого можно писать слова, каждое слово анализировать и подчеркивать правильное написание. Если ребенок может отделять известное от неизвестного, видит те задачи, которые необходимо определить, то это значит, что у него начали складываться основы учебной самостоятельности. При таком обучении принципиально изменяется позиция ученика. Он становится исследователем, организатором своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец, а активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы. Педагог же должен продумать не только то, какой материал сообщить, но и предугадать, что из этого материала имеется в субъективном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения и собственного жизненного опыта. При этом обсуждать детские предположения надо не в жестко оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
  Я использую для этого следующие приемы: «Давай придумаем вместе...», «Расскажи, каким способом выполнял задание...»,   В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются, предлагают, не боясь ошибиться, свои версии. Роль учителя – способствовать выражению учениками своих точек зрения. Тем самым формируется коллективное знание, которое сам открыл для себя, а не просто воспроизведение готовых образцов.  Так на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с названием произведения, и учитель предлагает задание: «Выскажи предположение, о чем будет предлагаемое произведение». Учащиеся высказывают свои версии, мнения, и уже после знакомства с содержанием можно будет проверить истинность своих предположений. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.  Такое построение обучения позволяет учащимся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, исправить ее, а это есть личностно-значимая познавательная деятельность, которая проявляется в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Такой урок способен развивать творческий потенциал учащихся, требуя от них и учителя диалоговой формы включенности в деятельность, когда каждому есть что сказать. «Ущербность» начинает исчезать, потому что высказанное мнение становится важным в совместном поиске истины. В этом случае педагог вынужден отказаться от монологичности, авторитарности в подходе к ученику. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень учебной самостоятельности. Для привлечения самостоятельности и инициативности младших школьников как проявления личностно-ориентированного обучения является предоставление им возможности в системе альтернативных образов.  Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста. 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x