РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Шишаева Е. Н.

Шишаева Е. Н.

 

учитель русского языка и литературы

 

г. Барнаул, Алтайский краевой педагогический лицей

 

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

«Личность – единственная реальность,

 

которую мы познаем и одновременно создаем изнутри»

 

Эм Мунье

 

 

 

 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее по тексту – ФГОС ООО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

 

В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

 

1.            формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 

2.            проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

 

3.            активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 

4.            построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

Таким образом, на современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие личности. Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляет инновационные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными возможностями здоровья и способностями, но и развитие, создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

 

Использование личностно-ориентированного урока в дистанционном образовании детей-инвалидов дает возможность не выступать источником информации, а являться организатором и координатором творческого учебного процесса, направлять деятельность учеников, при этом учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные способности каждого. Личностное развитие ребенка-инвалида зависит от его индивидуальных особенностей (диагноз, характер деятельности, особенности мышления, круг интересов, поведение в социуме), что важно учитывать при обучении данной категории детей. Педагоги краевого центра дистанционного образования в первую очередь опираются на субъективный опыт ребенка, а также учитывают индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.

 

Важным является ещё один фактор – оценка знаний, оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Это особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки детей-инвалидов с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Использование личностно-ориентированного урока в работе позволяет предлагать детям на выбор различные задания и формы работы, поощрять к самостоятельному поиску путей решений этих заданий, побуждать к обсуждению, выявить реальные интересы детей, самостоятельно оценивать результаты работы и исправлять допущенные ошибки.

 

На уроке целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными точками зрения на процессы, фактами, формирования умения отстаивать свою позицию. Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку событий при условии ее серьезной аргументации. Целью каждого учебного занятия представляется предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества, что особенно важно, при обучении данной категории детей.

 

В данном аспекте особое значение приобретает организация диалога на уроке с целью активизации деятельности учащихся: учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников, разыгрывание оценок, деловые игры, сопоставление различных точек зрения на события, изучение дополнительной литературы.

 

Личностно-ориентированная модель обучения требует организовать работу с учеником на уроке так, чтобы прием информации был бы меньшим по времени, чем этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учеником и их обоснования. Делать это довольно трудно. Но из урока в урок, от темы к теме, из года в год они овладевают этими умениями. Главное – внимание при ответах необходимо уделять не «правильности» позиции ученика, а ее аргументированности. Главное – научить мыслить самостоятельно, критически свободно.

 

Учитывая специфику обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий, важно при использовании групповых форм работы сформировать умение рецензировать ответ сотоварища. Рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.

 

Дистанционное образование позволяет в полной мере использовать разнообразные средства обучения. Словесно-практические средства обучения выступают в процессе изучения нового материала в форме рассказа, познавательной задачи, исторического документа. Особое значение в дистанционном образовании имеет использование наглядно-практических средств, к которым относятся все виды наглядности: слайды, видеофильмы, аудиофайлы, сюжетно-событийные видеофильмы. Подобные средства обучения имеют эффект значительного приближения учащихся к реальности.

 

Опыт работы в личностно-ориентированной технологии позволяет выделить в работе следующие типы уроков:

 

1. Урок-образ – это первый этап работы в каждой новой теме. Главная его цель – создать у учащегося впечатление-образ тех знаний, которые ему необходимо будет усвоить.

 

2. Урок логического мышления, где пробуждается эвристический интерес, приводящий сознание ребенка в устойчивое состояние «понимания».

 

3. Урок настроения имеет своей целью создание условий для пробуждения некоторой совокупности переживаний.

 

Таким образом применение личностно-ориентированной технологии в обучении детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий способствует формированию личности ученика, который:

 

1.        умеет учиться и осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

 

2.        социально активный и уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

 

3.        ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

Личностно-ориентированная технология носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения и «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества. Несмотря на трудности, личностно-ориентированная технология позволяет учителю формировать у учащихся целостную систему знаний по предмету.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.            Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью. Избранные педагогические труды в двух томах. Том 2 // Е.В. Бондаревская. – Ростов на Дону, 2006. – 236 с.

 

2.            Лаврентьев, В. В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно – ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // «Завуч», 2005. – №1. – 214 с.

 

3.            Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1644)

 

4.            Шоган, В. В. Технология личностно-ориентированного урока / В.В. Шоган. – Ростов на Дону, 2010. – 238 с.

 

© Е.Н. Шишаева, 2016

 

Прикрепленные файлы:
%d1%88%d0%b8%d1%88%d0%b0%d0%b5%d0%b2%d0%b0-%d0%b5-%d0%bd-%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x