Реализация системно-деятельностного подхода через проектоно-исследовательскую технологию в рамках работы научного общества учащихся

Автор: Щекочихина Елена Владимировна

Реализация системно-деятельностного подхода через проектно-исследовательскую технологию в рамках работы научного общества учащихся

 

Щекочихина Елена Владимировна, учитель физики МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринска Тамбовской области

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци).

 

Этот принцип я положила в основу своей педагогической деятельности.  Чему должен научиться ребенок?  Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.

Стандарт нового поколения помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Так как знания по физике востребованы практически в любой технической специальности, то необходимо усиление физико-математического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике, совершенствования методики обучения.

Безусловно, новые технологии должны включать в себя изучение, разработку целей, содержания и методов обучения. Собственный опыт преподавания физики дает основание считать, что одной из наиболее эффективных образовательных технологий является метод проектов - исследовательский способ достижения поставленной задачи.

Преимущество данного метода заключается в том, что ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выбирая тему работы, участвует в совместном труде в процессе общения, тем самым повышая мотивацию к изучению предметов физико-математического цикла.

Основные положения системно-деятельностного подхода, а именно, формирование готовности проявлять имеющийся опыт, личностную позицию, осваивать новые способы деятельности в процессе изучения физики хорошо согласуются с выполнением исследовательских проектов  учащимися нашей школы, как в урочной, так и во внеурочной работе. 

Более подробно хочется рассмотреть  организацию проектно-исследовательской  деятельности при работе с одаренными и высокомотивированными детьми  во внеурочное время. Эта деятельность осуществляется на протяжении всего учебного года, как в индивидуальном порядке, так и в работе  естественно-научной секции  НОУ «Озарение».

В нашей секции  исследовательская деятельность проходит в логике естественнонаучного исследования. Проектная деятельность строится на основе общего плана работы НОУ «Озарение», который составляется в соответствии с планом работы МБОУ СОШ № 19, с учётом интересов учащихся. Тематика проектов затрагивает не только такие предметы как физика и математика, но и информатику, литературу, историю, и другие предметы, развивая личностные и  метапредметные УУД.

Личный интерес обучающегося в данной деятельности является необходимым условием успешной работы. Нашим ученикам особенно интересны практико-ориетированные и исследовательские проекты.

Проектно-исследовательская деятельность в нашем научном сообществе всегда ориентирована на самостоятельную работу  учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Учащиеся разбиваются на группы  самостоятельно.     В зависимости от реализуемых проектов они выполняют различные социальные роли: могут быть теоретиками, практиками или конструкторами; социологами, журналистами, математиками, физиками, информатиками, лириками…  Для учащихся 8 и 9 классов это дает возможность самоопределиться с выбором профессии, профиля дальнейшего обучения в старшей школе. Для учащихся 5-7 классов проект способствует формированию у них ключевых компетенций:

Ø  способности работать самостоятельно;

Ø  способности брать на себя ответственность по собственной инициативе;

Ø  способности проявлять инициативу;

Ø  готовности замечать проблемы и искать пути их решения;

Ø  умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа  и др.;

Ø  повышает критичность мышления, оценки объективности данных, получаемых в ходе наблюдения, более подробно знакомит с характером деятельности эмпирических исследований и процессом обработки результатов.   

Для успешной реализации проектной технологии мы руководствуемся следующими принципами:

Ø  тема проекта должна быть интересна, доступна и значима для каждого ученика;

Ø  она должна убедить учащихся, что знания, полученные на различных предметах, очень часто пересекаются и дополняют друг друга, и это находит отражение в осуществлении межпредметных связей;

Ø  материал проекта не должен дублировать школьную программу, а лишь опираться на имеющиеся знания и стимулировать исследовательскую деятельность учащихся.

Одним из важных этапов проектно-исследовательской деятельности является защита проектов.  Результаты выполненных проектов "осязаемы", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.  Защита проектов проходит на ежегодном заседании школьной конференции «По дороге открытий» в конце учебного года. Финалом деятельности проектно-исследовательских групп  является представление полученных результатов в виде презентации, выполняемой группами по различной тематике, публикаций в виде буклета или информационной газеты, оформление тематических стендов, создание наглядных пособий, рефератов, подборка занимательных задач, кроссвордов с физико-математическим содержанием, написание физико-математических сказок, стихов и т.д. С материалами исследований выступает лекторская группа, знакомящая младших школьников с продуктами проектов.

В нашей школе разработана система работы разновозрастных групп. За последние годы работы был выполнен ряд проектных исследований.

Особо хочется отметить следующие работы:

Ø  исследовательский проект учащихся 10 классов «Дорога во Вселенную», посвящённый 50 – летию полета Ю.А. Гагарина, продуктом деятельности которого является издание книги и презентация её для учеников начальной школы;

Ø  исследовательский проект девятиклассников «Влияние музыки на организм человека» вызвал большой интерес у учащихся. Проект получил выход на III школьной конференции;

Ø  мультимедийный проект «Наш дом-планета Земля» победитель муниципального заочного конкурса информационных и компьютерных технологий «Наш дом – планета Земля»

Ø  исследовательский проект учащихся седьмого класса «Физика - фронту» стал дипломантом V школьной конференции.

Ø  мультимедийные проекты «История освоения космоса» и «Космический календарь» стали победителями II Всероссийского конкурса, посвященного Дню космонавтики «Пусть звёзды опять нам назначат свидание!»

Можно сделать вывод, что данный вид работы со школьниками формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению, анализу знаний, способствует  готовности проявлять имеющийся опыт, личностную позицию. При этом процесс обучения в школе обретает личностную и деятельностную направленность, даёт возможность каждому ученику попробовать и проявить себя в различных «ролях», получить минимальный опыт поведения, действий в различных, чаще нестандартных ситуациях, почувствовать себя готовым к действиям в более сложных по проявлению знаний и по организации ситуациях.

P.S. "Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”

 А. Дистервег

Библиографический список

1.      Ким Н.А. Справочник учителя математики // Волгоград Учитель – 2011.

2.      Лымарева Н.А. Проектная деятельность учащихся // Волгоград  Учитель – 2008.Сергеев  И.С.

3.      Как организовать проектную деятельность учащихся // М. Аркти - 2010.

http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm

Прикрепленные файлы:
%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82-%d0%b4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b2-%d1%88%d0%bd%d0%be%d1%83
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x