Рекомендации психолога по работе с детьми сиротами

Автор: Хорт Наталья Викторовна

Рекомендации психолога в работе с детьми – сиротами.

Педагоги  часто задают вопрос, как проводить работу с детьми сиротами в учебном заведении. Задавая такой вопрос, прежде всего, хотят знать, чем же отличаются дети – сироты от  других  детей, воспитанных в семье и как с ними работать.

Дети-сироты – это «особенные» дети, потерявшие семью и  воспитанные  без родителей, без ласки, внимания и поддержки; социальные  учреждения, какими бы они не были, не могут восполнить эту утрату.  Эти факторы   травмируют  психику ребёнка, что в свою очередь ведет к   разрушению социальной   модели взаимодействия с окружающим миром. По данным зарубежных исследователей (Голдфарб, Тизард, 1986), дети, лишенные родительской опеки, проявляют замедленное развитие сознания и социальной зрелости.

Прежде всего, чтобы расположить ребенка к себе, и беседа получилась продуктивной, необходимо создать комфортные условия. Что  подразумевается под комфортными условиями: кабинет для беседы должен быть уютным, часто в кабинетах социальных служб можно увидеть растения, статуэтки, рыбок или клетку с птицами.  Желательно посадить ребенка напротив (если есть, в кресло), расстояние между ребенком и Вами, должно быть таким, чтобы не нарушать личное пространство собеседника, но иметь хороший визуальный контакт. Главная ошибка начинающего специалиста это расположение молодого собеседника напротив окна, что будет отвлекать его от беседы.  В начале беседы можно использовать фразы «Как хорошо, что мы с тобой здесь встретились», «Я рада тебя  видеть», «Надеюсь, что наш разговор поможет тебе» и т.д. Помните, что для ребенка–сироты  важно будет, не о чем Вы с ним разговариваете, а как Вы это будете делать, поэтому начать беседу можно просто «не о чем», здесь главное показать ребенку внимание, соучастие и тепло.

Если ребенок агрессивно настроен и провоцирует Вас на грубость, помните, что ребенок- сирота зачастую так себя ведет потому, что он просто не умеет воспринимать мир по другому, а его агрессия не адресована лично к Вам. Помните, используя агрессивное поведение,  он борется за выживание и мстит этому миру за то, что его когда–то бросили родители. В таких случаях можно задать ему вопрос, почему он Вам грубит, ведь Вы не сделали ему ничего плохого. Можно предложить ему начать беседу с ноля, объяснив, что Вам он не безразличен как личность. Главное правило  – беседа должна носить позитивный характер и после беседы  ребенок  должен остаться с чувством удовлетворенности от того, что сим считаются.

При беседе   с детьми-сиротами необходимо  стимулировать процесс рефлексии. Для этого полезно задавать вопросы на тему: Что я знаю о себе?, Что я люблю и ненавижу?, Что я умею? и т.д.  Очень хорошо использовать в  момент беседы,  такой психологический метод, как «парафраз».

Если ребенок испытывает затруднения в общении можно использовать специально подготовленные вопросы. Вопросы,  раскрывающие поведение ребенка – Как ты себя ведешь, когда…? Что ты делаешь при..? Какова последовательность твоих действий..? Вопросы, раскрывающие чувства – Что ты чувствуешь когда..? Какие чувства тебя наполняют, когда ты говоришь о..?  Вопросы, раскрывающие восприятие – Что ты видишь, глядя на выражение его лица..? Зачем по твоему я тебе это объяснила..? Вопросы, раскрывающие выявление значений – Что значат для тебя его слова? Что для тебя значит его отказ?  Как ты оцениваешь его (свое) поведение? Вопросы, раскрывающие ожидания – Что ты ожидал в данной ситуации? Чего ты боишься? Вопросы, раскрывающие убеждения – Как ты должен себя вести в данной ситуации? Каковы твои внутренние правила поведения? Интерпретация – Пока я тебя слушал, у меня возникло ощущение, что ты нуждаешься в поддержке…? Исходя из твоего рассказа я понял, что ты надеешься на…? В процессе всей беседы, старайтесь  удерживать  подход к  ребенку, как к полноценной личности, демонстрируйте поддержку и понимание, пусть он поймет, что Вы хотите ему помочь и тогда ребенок обязательно пойдет на контакт.

 

 

 

Статью подготовил:  педагог – психолог ГБПОУ «УМТ» Хорт Н.В.

Прикрепленные файлы:
%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%b0-%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b0-%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b0-%d1%81-%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%8c%d0%bc%d0%b8-%d1%81%d0%b8
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 26 февраля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x