Роль биологических и социальных факторов в происхождении умственной отсталости у детей при алкоголизме родителей

Автор: Степашкина Ольга Викторовна

Степашкина Ольга Викторовна

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16»

Г. Арзамас Нижегородской области

Роль биологических и социальных факторов в происхождении умственной отсталости у детей при алкоголизме родителей

   Умственная отсталость является наиболее частой и значимой по своим социальным последствиям формой аномального развития. Последнее определяется высокой частотой данной патологии в популяции, тяжестью и стойкостью интеллектуального дефекта.

   Недоразвитие интеллектуальных функций может возникать вследствие воздействия множества разнообразных факторов, влияющих на созревание мозга, что, наряду с неспецифичностью отставания в умственном развитии как признака, затрудняет изучение её этиологии.

   Большое значение в происхождении умственной отсталости у детей в настоящее время придаётся генетическим факторам.

   В настоящее время установлено, что причиной генетически обусловленной умственной отсталости могут быть более 350 мутаций в генах, локализованных в аутосомах, около 50 генных мутаций, неследующих сцеплению с Х-хромосомой. В зависимости от характера мутаций выделяются хромосомные и моногенные формы, возникающие в связи с изменением в одном гене и наследующиеся по законам Менделя.

   Среди детей с лёгкими формами умственной отсталости отмечается высокая частота случаев с полигенным наследованием. В свою очередь, полигенные формы олигофрении обусловлены или:

·       аддитивным действием мутантных полигенов, передающихся в семьях по законам непрерывной изменчивости и характеризующихся накоплением в  семьях лиц с лёгкими степенями умственной отсталости и низким интеллектом;

·       выявляются при достижении порога мутантных полигенов и определённых внешсредовых воздействий.

Предполагается, что умственная отсталость в этих случаях обусловлена не органическим, мозговым поражением, а другими причинами, в частности невысоким генетическим потенциалом интеллектуального развития или микросоциальными условиями, препятствующими достижению генетического потенциала.

  Около 25 % всех случаев умственной  отсталости у детей обусловлено экзогенными факторами. Признанными причинами нарушений интеллектуального развития являются различные осложнения беременности и родов, хронические и острые заболевания будущей матери, лекарственные препараты с тератогенными свойствами и т.д.

   В последние годы большое значение в происхождении нервно-психических заболеваний у детей придаётся алкоголизму родителей.

   Проблема родительского пьянства является острой во многих странах.

   В настоящее время доказано, что алкоголь обладает выраженным тератогенным действием, избирательно повреждает нервные клетки эмбриона и плода. В 1 триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, это приводит к грубым порокам развития нервной системы и к умственной отсталости. Позже алкоголь вызывает клеточную дезорганизацию или замедляет клеточную миграцию, а также нарушает дальнейшее развитие центральной нервной системы.

   Структурные изменения в центральной нервной системе и в различных внутренних органах плода, в его костной системе, а также эндокринные расстройства обусловливают характерные клинические проявления алкогольной эмбриопатии. Диагноз полного АСП можно поставить в тех случаях, когда имеются следующие признаки:

·       пре- или постнатальная задержка роста;

·       поражение центральной нервной системы в виде различных неврологических синдромов;

·       характерные лицевые дизморфии.

   В зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы отечественные учёные различают 3 степени тяжести алкогольной эмбриопатии: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

   Формирование умственной отсталости у ребёнка, имеющего родителей – алкоголиков, происходит под воздействием целого ряда генетических и средовых факторов, при этом влияние алкоголя и его метаболитов на плод лишь способствует достижению необходимого порога для проявления данного признака. Сюда относятся семейно-конституциональные и др. биологические воздействия. В этом же направлении действуют и такие «микрофенные влияния», как дефицит специфической стимуляции, вызывающий необратимые нарушения морфофункциональной зрелости мозга.

   Признанными экзогенными биологическими факторами олигофрении являются различные осложнения беременности и родов.

   Большое значение в формировании умственной отсталости при семейном алкоголизме имеют социально-психологические факторы.

   Большая роль социально-психологических факторов в генезе умственной отсталости при лёгких формах поражения подчёркивает необходимость ранней психолого-педагогической и социальной коррекции, препятствующей формированию интеллектуальной недостаточности и нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у детей, имеющих родителей, страдающих алкоголизмом.

 

 

   

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x