самоанализ профессиональной деятельности

Автор: Шевченко Наталья Евгеньевна

Самоанализ педагогической деятельности учителя-логопеда

Шевченко Натальи Евгеньевны

 

Работаю учителем-логопедом в МБДОУ д/с комбинированного вида №2 «Родничок» х.Потапов Волгодонского района  Ростовской области. Образование  высшее, в 2006г. окончила Ростовский государственный педагогический университет по специальности: логопедия. Педагогический стаж работы 19 лет, в аттестуемой должности 8 лет. Имею 1 квалификационную категорию (приказ №30 от 24.04.2013г.), соответствие занимаемой должности от 25.11.2011г.

В период с 16 февраля 2015г. по 28 февраля 2015г. прошла обучение на дистанционных курсах повышения квалификации Академии психологии и педагогики Южного федерального университета в объеме 72 часа по программе «Логопедия» НОЦ «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов («Диагностика. Развитие. Коррекция»).

 Личные достижения: Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, 30.09.2011г.; Благодарственное письмо Главы Волгодонского района 2009г.; Грамота Отдела образования администрации Волгодонского района 05.10.2010г.; Благодарственное письмо Заведующего МБДОУ д/с №2 «Родничок» 2012г.; Грамота Руководителя ТО «Росинка» МБОУ ДОД: ЦВР 2013г.                                                       

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование, ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. К.А. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром. Своевременное и правильное речевое развитие  – необходимое условие формирования личности ребенка.

Речь открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано развитие основных психических процессов, формирование личности в целом.  Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным  знание условий и факторов, способствующих ее совершенствованию на разных этапах становления личности.

Я работаю учителем-логопедом с 2008 года. Моя работа по преодолению речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы моя деятельность  была социально ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие – то проблемы, в том числе и речевые. Гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь к детям. Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

Моя педагогическая деятельность  строится в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, в том числе с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые определяют требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь в коррекционно-образовательной деятельности, тесно связаны с задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития воспитанника:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Для решения поставленных задач работаю по основной образовательной программе ДОО, которая разработана на основе  примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.), и в соответствии с ФГОС ДО и  направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.

   При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляю различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе я использую различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.            (см.таблицу №1)  

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Возраст детей

4-7лет

4-7лет

4-7лет

4-7лет

4-7лет

Показатели

2011/2012 учебный год

2012/2013 учебный год

2013/2014 учебный год

2014/2015 учебный год

2015/2016 учебный год

Результаты коррекционно-развивающей деятельности

52%

66,7%

75%

59,1%

70%

Интенсивность коррекционной работы (наличие детей с диагнозом: ОНР 1-2 уровня, алалия, ЗПР, аутизм и т.д.)

16%

20,8%

12,5%

22,7%

22%

 

 

 

 

 

 

 

Цель моей профессиональной деятельности – сформировать у дошкольников с речевой патологией полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, сформировать предпосылки навыков учебной деятельности.

Целью своей работы считаю реализацию учебных программ и задач коррекционной работы. С детьми систематически провожу организованную образовательную деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности, а также в соответствии с Рабочей программой «Коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 4-7 лет в условиях логопункта», разработанной мной в 2016г.

Поставленные цели реализую в совместной работе с педагогами ДОУ в  процессе осуществления разнообразных видов деятельности: речевой, социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической и физической.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма.

Приоритетной задачей педагогов в современном дошкольном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей. Полноценное и качественное образование дошкольников возможно только с использованием здоровьесберегающих технологий. Эти технологии создают психофизиологический комфорт детям во время занятий, а также помогают мне организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечнососудистой системы.

 Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Артикуляционная гимнастика

– является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение  помогает:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Пальчиковая гимнастика.

Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика может стать прекрасным помощником в сохранении хорошего зрения. Главной задачей подобной гимнастики в отношении дошкольников становится создание у детей понятия о том, что о зрении также нужно заботиться. С помощью физкультминутки, включающей регулярную гимнастику для глаз, можно увеличить их работоспособность, улучшить кровообращение, не дать развиться некоторым глазным болезням. К тому же, и учебный материал будет лучше усваиваться.

Релаксация

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии (тренинги «Игрушечный магазин», «Покой летнего леса», «На цветущем лугу» и т. п.).

Песочная терапия

Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком.

Психогимнастика

В основе психогимнастики  лежит игра, которая, как известно,  является ведущим видом деятельности детей  дошкольного возраста.  Я использую в своей практике упражнения, цель которых:  способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Кинезиологическая гимнастика

Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Упражнения на самомассаж мышц лица

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.

Массаж биологически активных зон

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Коррекционные технологии

Логоритмика

В целях обеспечения права каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей, в МБДОУ организована работа кружка «Логоритмика». Актуальность работы кружка  обусловлена использованием новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушение, поэтому в основу  работы я взяла логоритмику, как комплексную систему упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания. 

Результат:  В своей работе с педагогами я использую семинары  -практикумы, мастер – классы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Кроме этого провожу открытые логопедические занятия для родителей. Ведь здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен обязательно находить поддержку дома.

Внедрение в логопедическую практику нашего детского сада здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.

Технологии предметно – развивающей среды.

Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребёнка в соответствии с принципами ФГОС ДО. Поэтому, несмотря на стандартные размеры логопедического кабинета, мне хотелось максимально обустроить всё так, чтобы было и эстетично, и наглядно, и функционально. Оформление логопедического кабинета должно учитывать современные образовательные технологии (СОТ).

Личностно-ориентированные технологии учитываются следующим образом: для обеспечения индивидуальной детской деятельности создаются ситуации занятости и увлеченности каждого ребенка.

Для реализации современных игровых технологий предусмотрено

расширение функциональности предметно-развивающей среды: в работе используются настольно-печатные игры, игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр, сенсомоторные игры.

        Технологии проектной деятельности также широко используются: для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально – познавательную деятельность, у ребенка должен быть выбор способа выполнения задания.

        Я решила разделить помещение логопедического кабинета по целенаправленному оснащению и применению материалов на следующие условные зоны:

Зона коррекции звукопроизношения оборудована детским столом с настенным зеркалом и лампой над ним. Вокруг зеркала находятся яркие картинки артикуляционной гимнастики. По мере необходимости картинки меняются. Также здесь размещены логопедические альбомы для обследования речи детей, методические пособия и речевые дидактические материалы.

Зона игровой терапии представлена многообразными игровыми материалами:

– для развития мелкой моторики (шнуровки, рамки-вкладыши, массажные мячики, трафареты, кукольные пальчиковые игры, волчки, «логопедический конструктор», прищепки, модуль для рисования на песке);

– для развития речевого дыхания (дыхательные самодельные тренажеры, трубочки-соломинки, «воздушное лото», подвесные фигурки для выработки целенаправленной воздушной струи, вертушки, различные игрушечные музыкальные инструменты – дудочки, свистульки, губные гармошки);

– для развития психологической базы речи, формирования познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи оформлена картотека игр, учебно-наглядных пособий и настольно-интерактивных карточек);

– для звукового анализа и синтеза на стене кабинета оформлен «замок для звуков», которые размещены по группам: гласные (они отличаются по произношению от согласных), на первом этаже – свистящие (нижнее положение языка при произнесении), на втором – шипящие согласные, на третьем – соноры (верхнее положение языка при произнесении), это настенное пособие заостряет внимание детей на характеристике и особенностях артикуляции гласных и согласных звуков и их отличии; модели артикуляции звуков, буквы, слоги, схемы предложений, картинный материал, магнитная доска с буквами и цифрами и др.;

Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, ноутбуком, магнитофоном, стендом для информации о работе логопункта, циклограммой, расписанием НОД и списком детей по подгруппам;

–  В методической зоне учителя-логопеда находятся необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература, документация и личные грамоты.

Кроме того, для коррекции речевых недостатков, обогащения и развития речи обучающихся, необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Требования к организации речевой среды:

·        Культура речи взрослых;

·        Умение слушать и слышать ребёнка;

·        Доброжелательный, спокойный тон педагога;

·        Умение своевременно реагировать, поддерживать детские высказывания, вступать в диалог;

·        Создание ситуации для свободного высказывания;

·        Умение отвечать на детские вопросы;

·        Обеспечение возможности существования разных точек зрения;

·        Умение ориентироваться на процесс непосредственной ситуативной коммуникации.

Для решения этих задач мною регулярно проводились консультации для воспитателей, выступления на педсоветах, работал постоянно действующий семинар по развитию речи дошкольников для педагогов МБДОУ.

Результат.  

Грамотно организованная на нашем логопункте предметно-развивающая среда способствует:

– целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе коррекционной работы;

– реализации предметно-практической направленности специального педагогического пространства;

– обеспечению чувства психологической защищенности;

– сочетанию привычных и инновационных методов в организации и проведении коррекционных занятий.

 

 

 

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Показатели

2011/2012 учебный год

2012/2013 учебный год

2013/2014 учебный год

2014/2015 учебный год

2015/2016 учебный год

Возраст детей

4-7лет

4-7лет

4-7лет

4-7лет

4-7лет

Посещаемость детьми логопункта

81%

83%

86%

89%

90%

Организация предметно – пространственной среды

80%

82%

84%

86%

89%

Сохранение группы здоровья воспитанников, отсутствие травматизма

92%

 

93%

 

94%

 

94%

 

96%

 

 

Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития.

 

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическое развитие

Развивать скоординированность и точность действий.

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

 

-пальчиковая гимнастика

– речь с движением

– физкультминутки

– беседа

 

Речевое развитие

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

 

-автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Познавательное развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

 

-составление описательных рассказов

-автоматизация поставленных звуков в словах

– дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

– игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

– пальчиковая гимнастика

 

Художественно-эстетическое развитие

Развивать графомоторные навыки.

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

 

– штриховка

– дидактические игры и упражнения

Социально-коммуникативное развитие

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

-настольно-печатные дидактические игры

– театрализованные игры

-автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

– игровые ситуации

– мини инсценировки

– беседа

-автоматизация поставленных звуков в связной речи

– поручения

– игры с мелкими предметами

– автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов)

 

 

Личностно-ориентированные технологии

Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение приобрело применение в моей работе личностно-ориентированных технологий. В основе личностно-ориентированных технологий лежат субъект-субъектные отношения между логопедом и воспитанниками. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности.

Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной  депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Основные задачи реализации технологий в образовательном учреждении:

– оказание  помощи семье, воспитывающей ребенка с  нарушениями речи;

– своевременная диагностика и  включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции речевого развития;

– реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;

– квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и речевого развития ребенка;

– профилактика возникновения «вторичных дефектов»;

– реализация оздоровительных мероприятий.

Результат: Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технологии, что позволяет подойти к воспитанию детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствии с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.

Инновационная образовательная технология «Мнемотехнология»

Мнемотехника –  это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технологии с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. С помощью методов и приёмов мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается  уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемотехнологии» дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением. Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников. Использование опорных рисунков способствуют быстрому   заучиванию стихотворений.

Метод проектов

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать эффективному развитию детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний. Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми. Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Результат. Опыт реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. “Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность» (Бернард Шоу). 

  Таким образом, я убедилась, что выбранная мною технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

– расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

 – совершенствовать звуковую сторону речи;

 – развить способность к словотворчеству;

 – формировать личностные качества ребенка;

 – развить коммуникативные навыки;

 – добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.                                                                                         

– внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу;

– автоматизация исправленных звуков в связной речи;

– раскрытие творческого потенциала дошкольников;

– речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

– позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Проектная деятельность позволяет мне:

– повысить свой профессиональный уровень, степень  вовлеченности в деятельность;

– формировать профессиональное взаимодействие с детьми дошкольного возраста.

Работая в этом направлении, мною реализовано несколько проектов:

«Наши пальчики играют» (долгосрочный 2013-2014уч.г.)

Цель: Развитие мелкой моторики рук, в процессе пальчиковых игр и артикуляционных гимнастик.

«Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством Агнии Барто» (краткосрочный 2014-2015уч.г.)

Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством А. Л. Барто, формирование у них устойчивого интереса к художественному слову, развитие творческих способностей, создание продукта деятельности.

«Мамины профессии» (краткосрочный 2015-2016уч.г.)

Цель проекта:  Расширение и обогащение знаний детей о многообразии профессий мам. Активизация в речи слов, родовых понятий и видовые обобщения, связанные с темой. Воспитание в детях чувство уважения к труду взрослых; создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств.

 

Игровые технологии

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

– способом обучения;

– деятельностью для реализации творчества;

– методом терапии;

– первым шагом социализации ребёнка в обществе.

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные – на введение игровых технологий в ДОУ:

– необходимость объяснения родителям важности игры;

– обеспечение безопасного пространства для игры;

– наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.

Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:

– отбору, разработке, подготовке игр;

– включению детей в игровую деятельность;

– осуществлению самой игры;

– подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Таким образом, цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

 

Информационно-коммуникативные технологии

Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется. И если совсем недавно мы использовали в своей работе наглядные пособия, развивающие и коррекционные игры, сделанные своими руками, берегли их, зная какой нелегкий труд был приложен для их создания, то сейчас мы любой картинный материал можем найти в интернет ресурсах в доли секунды. Можно распечатать на принтере, а можно сделать презентации с наглядным материалом на любые темы. Дети с раннего возраста знакомы со всевозможными гаджетами и умеют пользоваться ими лучше взрослых. Мы конечно знаем много минусов в общении детей с информационно-компьютерными технологиями. Поэтому я  стараюсь организовать грамотный подход в использовании компьютера в развивающей и коррекционной работе с детьми.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление документации, отчетов. (Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения).

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ); использую электронную почту для консультирования родителей; размещения материала, который родители могут использовать в домашних условиях при организации игр и занятий со своими детьми; использую компьтерные игры-тренажёры, которые являются обучающими программами по различным видам деятельности(…). С помощью ИКТ работаю над созданием блога на maam.ru, электронного портфолио на сайте ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно – спортивной деятельности.

Создаю условия для развития творческих способностей,  познавательного интереса, любознательности в различных видах  деятельности, мотивирую воспитанников к участию в конкурсах, соревнованиях. (см. таблицу №3)

Результаты по выявлению и развитию способностей, обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Показатели

2011/ 2012 учебный год

2012/2013 учебный год

2013/2014 учебный

год

2014/2015 учебный

год

2015/2016 учебный год

Возраст детей

5-7лет

5-7лет

3-5лет

3-5лет

1,5-3лет

Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллекту-альной

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление и развитие у      обучающихся способностей к творческой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление и развитие у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

 (см. таблицу №4)

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений

Возраст детей

4-7лет

4-7лет

4-7лет

4-7лет

4-7года

Показатели

2011/2012 учебный год

2012/

2013 учебный год

2013/2014 учебный

год

 

2014/2015 учебный год

 

 

2015/2016 учебный год

 

Совершенствование методов обучения и воспитания

1.Мероприятие  для педагогов детского сада «Речевое развитие дошкольников» (деловая игра).

2.Анкетиро-вание родителей

«Эффективность коррекционной работы»

3.Семинар-практикум  для педагогов                             Тема: “Обучение детей связной речи”.

2.Семинар-практикум «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»;

Практикум для родителей «Пальчиковый игротренинг, нетрадиционные игровые приемы»;

1.Изучение ФГОС дошкольного образования. Участие в разработке «дорожной карты» по внедрению ФГОС.

2.  Выступление на семинаре ДОУ «Метод проектов в деятельности ДОУ».

3.Проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством

Агнии Барто»; 4.Презентация для родителей «Красивая речь детей»; 5.Подготовка и проведение в ДОУ конкурса  чтецов.

1. Разработка Рабочей программы «Коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 4-7 лет в условиях логопункта».

2. Организация кружковой работы по дополнительному образованию «Логоритмика»

3.Специально организованное занятие для детей раннего возраста «Курочка Ряба»;   

4.Проект «Мамины профессии».

 

Транслирова-ние в педагогичес-ких коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

1.Открытое интегрированное занятие «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» для воспитателей МО Волгодонского района;

2.Выступление на педсовете ДОУ «Познавательно-речевое развитие детей: проблемы, пути их решения в условиях детского сада и семьи».

1.Показ открытого занятия «Приключения Жужжалочки и Шипелочки» (автоматизация и дифференциация звуков Ш, Ж); 2.Выступление на педсовете «Формирование грамматически правильной речи».

1.Проект «Наши пальчики играют»

2.Открытое занятие «Развитие высших психических функций» 3.Показ презентации для родителей «Развитие речи детей

дошкольного возраста».

4.Руководство постоянно действующим семинаром по развитию речи дошкольников для педагогов МБДОУ

1.Выступление на общем родительском собрании с мультимедийной презентацией «Речевая подготовка детей к щколе»;

1. Диплом за участие в Международном конкурсе для педагогов ДОУ «Такая нужная профессия» (23.10.2015г.)

Логопедическое развлечение «Праздник правильной речи»;

Активное участие в работе методических объединений педагогического работника организации

                      

1.Участие в работе областного семинара по теме: «Формирование образовательной среды для детей с нарушениями речи в муниципальной системе образования (опыт г. Волгодонска)» (10.04.2012г.);

2.Участие в совещании руководителей районных и городских методических объединений учителей-логопедов Ростовской области.

(г. Ростов-на- Дону 15.10.2012г.); 3.Участие в работе школы передового опыта на тему: «Педагогический профессионализм – фактор обновления качества образования в МБДОУ Волгодонского района»; 4.Выступление на семинаре-совещании с докладом «Модель коррекционно-речевой работы воспитателя ДОУ. Обследование устной речи пятилетних детей бально-уровневой оценкой»;

1.Участие в работе методического объединения учителей-логопедов Ростовской области.

1.Участие в работе ПМПк ДОУ.

Анкетирование педагогов «Готовность педагогов к инклюзивному образованию»

 

1.Участие в работе ПМПк ДОУ.

 

1.Участие в областном семинаре-практикуме «Современные практики дошкольного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

(г. Новочеркасск 24.05.2016г.)

 

 

Заведующий МБДОУ д/с

«Родничок»                                                           Л.П.Павлова

 

Учитель-логопед  МБДОУ д/с

«Родничок»                                                           Н.Е.Шевченко

 

 

Прикрепленные файлы:
%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b7-%d1%88%d0%b5%d0%b2%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x