Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в 5 классе

Автор: Мойсеева Елена Иннокентьевна

1 слайд - Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в 5 классе

 

Елена Иннокентьевна Мойсеева,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Подъеланская СОШ»

Усть-Илимского района

 

 

2 слайд - Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?» Поэтому на уроке я обязательно спрашиваю ребят, зачем им надо изучать то или иное правило, выполнять ту или иную работу.

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. 3 слайд -Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности – 4 слайд, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),

2) создаёт в результате свой образовательный продукт,

3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,

4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,

5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.

Но ещё нельзя забывать о том, что как в начале урока, так и практически на каждом его этапе желательна мотивация. Для этого в арсенале каждого учителя много приёмов: это и эпиграфы – 5 слайд, и музыка, и рассматривание репродукций – 6 слайд, и связь  с какой-то датой, и притчи, и пословицы – 7 слайд и многое другое. Я для ребят составила небольшие мотивационные стихи. Например, общий для уроков открытия новых знаний:

8 слайд - Солнце мир весь освещает,

Душу счастьем наполняет.

Улыбнёмся мы друг другу,

Одарим добром округу,

И с улыбкой на устах,

С блеском радостным в глазах

Мы откроем тот ларец,

Что знаний новых погребец.

   Или такое – 9 слайд:

Чтобы умным вскоре стать,

Надо много-много знать.

Нельзя терять минуты даже,

Чтоб не жалеть нам о пропаже.

                 Или так – 10 слайд:

Сквозь штормы и бурь преграды

Плывёт корабль знаний вперёд.

Нам умения будут наградой,

Если растопим невежества лёд.

Есть такие, которые нацеливают на продолжение изучения какой-либо темы, например – 11 слайд:

 Вот весельем заливается звонок,

Он зовёт ребят всех на урок!

На уроке что-то новое нас ждёт?

Вновь  морфемики  большой водоворот!

Есть такие, которые наталкивают ребят на задачи урока, а значит и на план – 12 слайд:

 Пришла пора проверить знания

По  новых слов образованию.

Чтоб отлично справиться с заданием,

Вспомним всех морфем очарование.

 

Вполне естественен следующий этап урока – это формулировка темы. Для этого, например, 13 слайд по теме «Знаки препинания при прямой речи», на слайде помещены знаки препинания: двоеточие, запятая, тире, кавычки, восклицательный, вопросительный знаки. Точка. Прошу их назвать и ответить на вопрос, в каких предложениях встречаются все эти знаки препинания. Дети, так как с прямой речью знакомы с начальной школы, отвечают правильно. Применяю 14 слайд приём «Третье лишнее», например на уроке по синонимам, надо в каждой строчке найти третье лишнее слово и сделать вывод, почему оно лишнее. Это тоже является толчком к формулировке темы. При изучении 15 слайд темы «Варианты морфем» сначала прошу в предложенных словах выделить корни,  в других – суффиксы, а затем ответить на вопрос, чем отличаются одинаковые корни и суффиксы и почему.

 

Следующим этапом идет постановка задач обучающимися. Ребята не первый день ходят в школу и прекрасно знают, что тему надо изучить, закрепить и т.п. С этим проблем нет, но всё же им в помощь на слайде помещаются глаголы, с которых 16 слайд надо ставить задачи: Повторить…

  Изучить…

  Узнать…

  Закрепить…

  Развивать…

  Воспитывать…

Самым последним идёт многоточие, так как желательно, чтобы каждый ребёнок поставил перед собой какую-то определённую задачу, свою собственную. На данном этапе урока или на этапе рефлексии  часто использую интерактивный приём «Свободный микрофон» 17 слайд, дети  при этом используют предмет, символизирующий микрофон.

Иногда 18 слайд в начале урока (своеобразная «Пятиминутка понимания») раздаю ребятам табличку, которую они должны заполнить в течение урока:

Фамилия Имя ученика

Что я знаю по теме урока?

Развёрнутый ответ (в начале урока)

Что я хочу узнать?

Развёрнутый ответ (в начале урока)

Что я узнал(а)

Развёрнутый ответ (в конце урока)

Как применить в жизни полученные сведения?

Развёрнутый ответ (в конце урока)

Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговорённые

Развёрнутый ответ (в конце урока или в течение урока)

 

 

Следующий этап – открытие новых знаний. Я ставлю ребят перед выбором: учебник или самостоятельный поиск. 19 слайд Несмотря на мои опасения, ребята всегда выбирают самостоятельный поиск, поэтому следующей работой будет наблюдение под девизом:

Наблюдаем слово,            наблюдаем    –
И правило мы быстро называем.

Далее мы должны убедиться, правильно ли сделан вывод, правильно ли понято правило. Что будем делать дальше? – так звучит мой вопрос. Естественно, дети выбирают учебник. Сверяются с ним, но всегда находят ещё что-то новое, о чём не было сказано или задумано в задании по наблюдению.

20 слайд Бывает так, что предлагаю им ещё дополнительные источники – учебники М.Т.Баранова и В.В.Бабайцевой. Предлагаю сравнить точку зрения А.Д.Шмелёва (автора нашего учебника) с изложениями данной темы другими учёными. Ребята должны понять, отличаются ли мнения учёных, если да, то – чем. Далее должны сделать свои выводы.

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Шмелёв Александр Дмитриевич, д.ф.н.

Баранов Михаил Трофимович, д.п.н.

Ладыженская Таисия Алексеевна, д.п.н.

Бабайцева Вера Васильевна, д.ф.н.

Чеснокова Лилия Дмитриевна, д.ф.н.

Слова в помощь:

·         выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать 21 слайд задание «Верные–неверные утверждения». Используя прием «Верные-неверные утверждения», я предлагаю  ребятам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

22 слайд Иногда даю ребятам восстановить пропорцию:

Главные члены предложения                                 ?___________________

                 ?                                                              Сказуемое

 

23 слайд Прощу восстановить схему:

Предложение

? члены предложения

? члены предложения

?

?

?

?

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

• Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

• Что Вам в этом помогло?

• Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

 

При закреплении перед ребятами снова выбор: работать по учебнику или выполнять предложенные мной задания. Выбирают, конечно, то, что предлагаю я, хотя с учебником на уроке мы всё равно работаем. 24 слайд Для закрепления даю задания под различными названиями, например, «Помогите Коле Ошибкину», либо 25 слайд творческое задание по составлению текста с использованием слов по изученной теме, либо 26 слайд  исследовательское задание «Следствие ведут знатоки», либо задания на сравнение, на сопоставление. Провожу минутки логики: соединить слова из первого столбика со словами из второго (этот приём использую и при подведении учащихся к теме урока). Как уже сказано, обязательно работаем и по учебнику, обращение к нему идёт под девизом 27 слайд:

Наш помощник учебник –

От незнания лечебник.

Очень хорошим подспорьем  является то, что сейчас к современным учебникам идёт диск, 28 слайд у А.Д.Шмелёва – там очень интересные задания, записывать приходится быстро, иначе задание выполнишь неправильно, сначала ребята просили включить задание несколько раз, но затем привыкли и справлялись легко.

Своеобразным продуктом урока, неким проектом, который ребята выполняют на разных этапах, является либо схема, по которой предлагается запомнить правило, либо короткий конспект, либо какая-то творческая работа.

 

29 слайд Итоговая рефлексия проходит под девизом:

  Чтобы      знать  всё       назубок,
  Подведём сейчас итог.

Ребята отвечают на такие вопросы:

·         Что для меня самым полезным было на уроке?

·         Что для меня на уроке было самым интересным?

·         Что на уроке для меня было трудным?

·         На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

·         Что хотели бы изменить в уроке?

·         Все ли задачи урока решены?

Бывает так, что я прошу поднять руки тех, кто запомнил правило, как в учебнике, а кто – как стихотворение. Кто его зарисовал? А кто может повторить правило, не подглядывая в учебник или в справочник.

30 слайд Иногда на рефлексии применяю метод «Незаконченного предложения»:

·         Сегодня на уроке меня заинтересовало..

·         Я понял(а), что…

·         Мне хотелось узнать больше о...

31 слайд Также применяю приём «Градусник»: на градуснике 36,6 – это нормальная температура человека. А какова ваша температура усвоения новой темы: 36,6 – всё поняли, получилось; ниже – не всё в порядке. Запишите свою температуру на полях тетради. Этот же приём использую в течение урока, когда прошу ребят измерить свою температуру грамотности.

            32 слайд Очень популярен у ребят на рефлексии приём «Мишень»: На доске рисуется мишень с цифрами от 1 до 10 (в центре). Каждый сначала должен поставить точку в круге с той цифрой, которая отражает качество усвоения темы, затем должны посмотреть, как отстрелялись одноклассники, а в конце ответить на вопрос: Как вы считаете, вы усвоили тему? 

 

Свою работу на каждом этапе урока они оценивают, ставят на полях рабочей тетради себе отметки (в начале года знакомлю их с критериями оценивания), в конце урока выводят среднее арифметическое – это их отметка за урок.

33 слайд У домашнего задания тоже свой девиз:

Чтоб      упрочились  все     знания,
Надо выполнить дома задания.

Домашнее задание всегда задаю на выбор: либо из трёх-пяти упражнений выполнить одно, либо выбрать между упражнением и творческой работой. Учить параграф  - обязательно.

34 слайд На прощание  - короткое стихотворение и весёлый смайлик:

Послышались трели звонка,

Расставаться нам уже пора!

Приходите завтра на урок,

Чтоб распутать вопросов клубок.

                   Или такое:

Вам говорю я:

«До свиданья!

Пусть исполнятся желанья!»

                Может быть и так:

Вот звенит уже звонок,

Наш окончился урок!

Всем до новых встреч! Пока!

Завтра встретимся с утра!

 

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. 35 слайд

Прикрепленные файлы:
%d1%81%d0%b4%d0%bf-%d0%b2-%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b8-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d1%83-%d0%b2-5-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b5
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x