СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Автор: Горлова Елена Владимировна, Малиновская Ирина Олеговна

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Горлова Елена Владимировна, Малиновская Ирина Олеговна,

преподаватели социально-экономических дисциплин

ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»

 

Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее. Стоит особо отметить, что качество знаний студентов, уровень их умственного развития находится в прямой зависимости от характера обучения. Самыми глубокими и прочными являются те знания, которые получены в результате активного самостоятельного труда, когда студент самостоятельно открывает для себя новый объем изучаемого материала. Способность размышлять, анализировать, создавать модели и проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

Системно- деятельностный подход к организации самостоятельной работы студентов СПО определяется следующими положениями:

1) Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически.

2) Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний.

3) Главный признак самостоятельной учебной деятельности в системе обучения, выражающий ее сущность, заключается вовсе не в том, что обучаемый работает без посторонней помощи, а в том, что цель его деятельности одновременно несет в себе функцию управления этой деятельностью. Самостоятельная работа студентов получает статус управляемой.

4) При проектировании самостоятельной работы студентов особого внимания требуют вопросы ее мотивационного, процессуального и технологического обеспечения как целостной педагогической системы, учитывающей индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.

В учебном процессе выделяется 2 вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях реализации системно-деятельностного подхода являются активные и интерактивные формы проведения занятий:

Так в рамках изучения раздела «Право» систематически проводятся деловые игры по изучению Конституции РФ и избирательного процесса;

Ролевые игры «Рациональное потребительское поведение на рынке», «Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа»;

Решение ситуационных задач в рамках изучения раздела «Социальные отношения», «Право», «Экономика»;

Видео-уроки  при изучении тем УД «Основы философии»: «Происхождение человека», Проблема сознания», «Философия и научная картина мира и др.; по УД «Право»: «Роль права в жизни общества», «Гражданское право». «Семейное право, «Уголовное право», «Конституция РФ» и др.

Творческие задания: сочинения – рассуждения по теме «Человеческий мозг, его особенности и возможности», «Самое главное в жизни человека…».

Формами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

–   работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;

–   подготовка рефератов, докладов, презентаций по изучаемым дисциплинам.

– викторины: «Этапы большого пути» (ко Дню Победы), «Основные сражения ВОВ», «Я гражданин России», «Я молодой избиратель, я гражданин»

– составление кроссвордов с целью освоения терминологии изучаемой дисциплины;

– составление схем, сравнительных таблиц, тестовых заданий.

– написание эссе по высказываниям известных мыслителей и афоризмам.

Среди многообразия форм самостоятельной работы следует выделить научно-исследовательскую и проектную деятельности как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности обучающихся в рамках изучения УД «Обществознание». Своё выражение исследовательская работа студентов получила в участии студенческих исследований в областных конкурсах НИР обучающихся «Сохранение культурного наследия Руси на Белгородчине», конкурсе научных работ, посвящённых этноистории и этнокультуре Белгородского края.  Работы Баевой Дианы «Русская коса в свадебно – обрядовой культуре Белгородчины», Курбатовой Дарьи  «Русский национальный костюм как средство сохранения и передачи культурной традиции народа», Мишустиной Екатерины «По старинке – значит на века. Свадебные традиции Ивнянского района в сохранении культурного наследия Руси на Белгородчине» и «Символ льва в русской геральдике как элемент сохранения исторического и культурного наследия Белгородчины» стали победителями и призёрами вышеуказанных конкурсов.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность управляемой самостоятельной работы студентов, является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов.

Первый этап – подготовительный. Он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для СРС; сквозное планирование СРС на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.
Второй этап – организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; проводятся индивидуальные и групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы СРС и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.
Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции.
Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде коллоквиумов, контрольных работ, зачетов, экзаменов, исследовательских проектов. Наиболее эффективной формой оценки самостоятельной работы студентов на уроке является организация рефлексии.

Для самого студента самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, предполагающая осознание цели своей деятельности, принятие задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизацию во времени и самоконтроля в выполнении.

Студент, выступающий субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и организации, а так же контроле выполнения, самостоятельной работы, повышает уровень внутренней мотивации к обучению. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество учащегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов  / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2.

2.      Никандров, Н.Д. История педагогики : учеб. для аспирантов и соискателей учёной степени канд. наук. М.: Гардарики, 2007.

3.     Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения выси средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.ун-та, 2012. – № 1 (39).

4.     Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогическо образования: метод. пособие / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010.

 

 

Прикрепленные файлы:
Системно-деятельностный подход
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x