Современное дошкольное образование на примере ДОУ в условиях реализации ФГОС

Автор: Назаренко Ирина Александровна

Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе дошкольного образования. Прежде всего, они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), направленного на обеспечение качества образования и на его обновление.

Введение ФГОС ДО осуществляется в соответствии с  основными направлениями, выполнение которых должно гарантировать качество современного дошкольного образования.

Официально детские сады по ФГОС ДО  работают всего полгода. Это, конечно, маленький срок, для того, чтобы определить насколько успешно ведётся работа, но какие-то результаты, положительные или не очень, можно увидеть уже сегодня.

   Работа по нормативно-правовому обеспечению проводилась в соответствии с дорожной  картой,  с соблюдением всех необходимых  условий: приведены в соответствие с действующим законодательством все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Учреждения. Среди них документы, непосредственно касающиеся деятельности педагогов в плане введения ФГОС ДО,

получена лицензия на предоставление дополнительных образовательных услуг т.д. , утверждён Устав в новом варианте, разработаны и утверждены основная образовательная программа, программа развития.

   С 2015 года значительно улучшилось материально-техническое обеспечение. За прошедший  год нам удалось обеспечить две группы новой  мебелью полностью, остальные группы – новыми столами и стульями. Так же удалось пробрести дополнительно технические средства обучения: ноутбуки, проекторы, стереосистему, магнитолы в группы, пополнить  развивающую среду  игровыми  и дидактическими пособиями,  игрушками.

  Организация развивающей среды  с учетом ФГОС в нашем ДОУ построена таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

  В группах   оформлены центры развития.  Предметно-пространственная развивающая среда   полностью  соответствует принципам  доступности и безопасности и, пока, частично – принципам трансформируемости, вариативности, полифункциональности.

   В настоящее время ведётся работа по наполняемости  предметно-пространственной развивающей среды игрушками, развивающими дидактическими пособиями.

   Организационное обеспечение  проводилось в соответствии с планом работы.

Для обеспечения открытости и доступности  информации об  образовательных услугах  ДОУ для родителей оформлен и постоянно  меняется  наглядный материал в группах и на общем стенде, а так же на   официальном  сайте  детского сада.

    

С педагогами проводилась методическая работа, обеспечивающая сопровождение введения ФГОС ДО  как на уровне ДОУ, так и на муниципальном уровне. До января 2016 года  в городских ДОУ были проведены  семинары,  во время которых   теоретические знания сопровождались просмотром открытых мероприятий с детьми и практическими занятиями  с педагогами  городских  и сельских садов.

   Все педагоги ДОУ  прошли курсы повышения  квалификации  на тему «Актуальные проблемы и перспективы развития дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» в основном благодаря тому, что это были курсы, организованные тьюторами от  ТИУУ, позволяющие педагогам всех дошкольных  учреждений  района повысить квалификацию, при этом сэкономить финансовые средства.  

Сравнительное анкетирование педагогов в течении 3 лет  показало положительную динамику отношения педагогов  к внедрению Стандартов.

   Следует отметить, что теоретическими знаниями о ФГОС ДО владеют практически все педагоги, но на практике порой сложно перестроиться, особенно педагогам с большим стажем. Не все  рекомендации по организации образовательной деятельности  принимаются ими однозначно. Мало понимать разницу между «старым» обучением и «новым», необходимо это принять… Некоторым педагогам  приходится переучиваться кардинально, а это всегда сложнее.

   Для финансово-экономического обеспечения была разработана вся необходимая документация.

   В целях расширения информационного пространства ДОУ и обеспечения открытости и доступности информации об образовательных услугах для родителей оформлены информационный стенды, создан официальный сайт ДОУ.

   Создавая  развивающую среду  на прогулочной площадке, мы ориентировались на возрастные особенности детей.  Для игровой активности на участках есть малые архитектурные формы. Познавательно-исследовательская деятельность детей на участке возможна благодаря наблюдениям за цветущими растениями, за насекомыми, деревьями, птицами и, песком, водой, мыльными пузырями и прочим.  

   На участке имеются столы и скамейки, дающие детям возможность рисовать, лепить, делать поделки на свежем воздухе.

    Для развития движений имеется физкультурное оборудование.

   Трансформируемость среды обеспечивается за счёт выносного материала (спортивного инвентаря, ширм). Для обеспечения безопасности среды ежедневно осуществляется контроль всех объектов на исправность  и надёжность.

  Одно из основных  условий ФГОС  ДО –  тесное  взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.  

   Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Тем не менее, нам удалось наладить доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников.

    Поддержка родителей по вопросам воспитания и образования  детей  осуществляется через разнообразные совместные мероприятия, среди  которых самыми  эффективными и интересными для наших  родителей  являются  мастер-классы, совместные мероприятия (развлечения, праздники, театрализованные представления), консультативный пункт. Данная форма деятельности  позволила обеспечить безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада, повышение педагогической компетенции родителей, тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, это способствует всестороннему  развитию дошкольников, росту профессионального мастерства воспитателей и специалистов детского сада, поднимает статус учреждения.

Но, наряду с достижениями, в процессе перехода на ФГОС ДО выявлены и отдельные проблемы:

– материально-техническое оснащение  ещё недостаточно;

– в штатном расписании отсутствуют узкие специалисты;

– не созданы условия для инклюзивного образования;

– современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности, но пока не все педагоги смогли в полной мере овладеть новыми методами и приёмами образовательной деятельности, умением работать с разными категориями детей, компьютерной грамотностью .

   Пока ещё  не всё получается так,  как того требуют ФГОС, но,  прогресс налицо и это радует. И перспективы впереди благоприятные, т.к. за короткий срок, в течении этого года, нам удалось сделать очень многое.

   Сухомлинский Василий Александрович когда-то сказал:

 «Дети – это счастье, созданное нашим трудом.

Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». 

   Современное дошкольное образование нацелено на то, чтобы эта радость в глазах детей сохранилась, а   задача педагогов ДОУ  – сберечь её и научиться делать это правильно.

 

 

Прикрепленные файлы:
%d0%b4%d0%be%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d0%b4
comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x