Современные инновационные технологии во внеурочной деятельности учащихся.

Автор: Рыжова Вера Анатольевна

Автор: Рыжова Вера Анатольевна, ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» имени В. И. Фокина

с. Большая Глушица

Технология "Квиллинг" как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностейдетей.

     Этот вид творчества пришёл к нам из Европы. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века, где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях).

    Благодаря своей незамысловатости и утонченности, квиллингом стали заниматься знатные дамы, которые могли позволить себе коротать часы досуга за этим модным, но очень дорогим занятием.

    Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

     Сегодня квиллинг доступен всем. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времени. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

      Занятия квиллингом - это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

    Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

     Квиллинг является своеобразным самодельным конструктором. Позволяет создавать шедевры: картины, открытки, упаковывать подарки, украшать интерьер.

     Польза квиллинга, как и многих других видов творчества, неоспорима.

Квиллинг способствует развитию:

- мелкой моторики руки;

- координации движений;

- наблюдательности, концентрации, устойчивости произвольного внимания;

- пространственного мышления;

- творческого потенциала;

- фантазии;

- мышления;

- усидчивости и доведение работы до конца, до получения продукта деятельности;

- воображения.

     Много лет назад я заинтересовалась квиллингом и в свою очередь решила прививать и своим воспитанникам интерес к этой технике.

     Итак, я задалась целью приобщить своих воспитанников к квиллингу. Но одно дело заниматься квиллингом взрослому человеку, и совершенно другое - детям, ведь им придется объяснять вещи, очевидные для взрослого. С чего начать?

    Для занятий квиллингом необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

     На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня.  Но не всем детям это удобно и они предпочитают крутить без него, некоторые предпочитают зубочистки. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Таким образом, дети подушечками пальцев чувствуют, однородно ли формируется рулон, и вовремя  могут скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После этого бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Мы используем с детьми в работе готовые ячейки разных размеров. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам (катушкам) можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

     Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, дети всегда сами могут придумать новые элементы квиллинга.

      Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте для квиллинга, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

     В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.

    Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

   Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко Дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает сколько  нужно полосок бумаги и какого цвета.

      Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

      Для работы  я готовлю необходимый материал, инструменты и провожу с детьми беседу о том, как правильно и безопасно пользоваться необходимым инструментом:

- инструмент для квиллинга - желательно купить. Это металлический стержень с прорезью и удобной ручкой. В прорезь вставляется бумага и накручивается ролл;

- пинцет с заостренным носиком я использую для работы с мелкими деталями, удерживая заготовки при приклеивании, при сборке готового изделия. Дети пользуются пинцетом по желанию, им больше нравится ощущать детали пальчиками.

- для цветов с бахромой для нарезки бахромы я  использую обычные ножницы, для ускорения процесса нарезки полоску нужно сложить вдвое или вчетверо – нарезать, развернуть, а потом накрутить ролл.

- вместо шаблона для квиллинга с кругами необходимого для распускания роллов можно использовать офицерскую линейку, трафарет или треугольник с кругами;

Также в магазинах можно приобрести гофрокартон, из которого можно делать объемные работы.

- ножницы я использую для нарезки полосок, бахромы, для вырезания разных вспомогательных деталей, лучше иметь и большие, и маленькие.

Для фона работы использую самую разнообразную бумагу. Здесь подойдет и бархатная бумага, и гофрированная, и с различными рисунками, и блестящая, и любая другая. И, естественно, готовая работа выглядит лучше, если ее поместить в рамку. Для сохранения объемных композиций, использую глубокие рамки со стеклом.

       Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде,  можно пропустить листы цветной двусторонней бумаги через уничтожитель документов, а можно и нарезать самим.

   В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя — долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата, недостаточно показать и объяснить, как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге — тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.

      Квиллинг – это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых, помимо получения эстетического наслаждения человек развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Бумага – материал доступный каждому. Она дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником – безгранично творческим человеком.

      Занятия квиллингом – это развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, а также  возможность реализовать свои творческие возможности

     Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески самовыражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков ничего кроме радости не принесет.

Бумага достаточно недолговечный материал, но работы, созданные в технике квиллинг, могут храниться годами.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x