Современные образовательные технологии и их роль в повышении качества образования.

Автор: Михайлова Регина Рафисовна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

Современные образовательные технологии и их роль в повышении качества образования.

Михайлова Регина Рафисовна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия им. И.Ш. Муксинова г. Янаул

regina_mikhaylova_1988@mail.ru

Существует множество разных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

«Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве» ("Толковый словарь русского языка").

«Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачев).

«Педагогическая технология - это содержательная техника      реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

«Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И. П. Волков).

«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. М. Монахов).

«Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М. В. Кларин).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве образования и науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, я использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

1) Урок русского языка.

На доске написаны слова «электровоз» и «паровоз». Нужно выделить в словах корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа учащиеся приходят к новому способу выделения корня. Делают вывод, что в этих словах 2 корня и они образованы из двух слов.

2) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: «К 3 прибавь 2 и помножь на 3». И другое: «К 3 прибавь 2, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

3 + 2 * 3 = 15

3 + 2 * 3 = 9

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий дети приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать лучше этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, это задание принимает вид:

(3+2) * 3 = 15

3               + 2 * 3 = 9

2.Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Например, на урок окружающего мира на тему «Растения» задаю дополнительное задание сравнить растения степи и леса.

3. Здоровьесберегающие технологии.

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке (упражнения на глаза, физические упражнения), динамических пауз (40минут после 4 урока), участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», « Витамины для глаз», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию бесплатного горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием: например, математика.

Решите задачу: Маша на празднике съела 10 мандаринов, а Петя на 6 меньше. Сколько мандаринов съели ребята? (дети составляют краткую запись и записывают решение задачи).

– Можно съедать так много мандаринов? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 4 человека. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

Например, на уроке труда работа с пластилином, тема “Осень в лесу”. Сначала каждый делает свои элементы (дерево, гриб), а потом коллективно оформляют картину. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова.

5. Игровые технологии

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки-состязания, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-путешествия и другие

Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующем классе. Детям они не надоедают.

Каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. При разработке нестандартных уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность.

На таких уроках не навязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

И главное — огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка полученные знания.

Представлю вам некоторые из игр и игровых упражнений, которые использую на уроке:

- на уроках русского языка: «Умозаключение», «Пятый лишний», «Назови одним словом», анаграммы;

- на уроках математики: «Вычисли сумму», «Интеллектуальная разминка», «Кто быстрее», «Найди ошибку»;

- на уроках чтения: на примере отрывка стихотворения можно поиграть в игру «Поймай звук [и]»;

- на уроках ознакомления с окружающим миром: отгадывание загадок, уроки путешествия.

Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.

Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Таким образом благодаря применению современных образовательных технологий в учебном процессе, повышается качество образования и интерес к урокам.

  Литература

1.      Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

2.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

3.       Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. – 3-е изд.; испр. и доп. – М. : Ростов н/Д: Март, 2006. – 333 с.

4.       Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

5.       Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.

6.      Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x