Современные образовательные технологии.(Почему они могут обеспечивают психологическую безопасность субъектов?)

Автор: Горяйнова Лариса Николаевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Современные  образовательные технологии.

(Почему  они могут обеспечивать психологическую 
безопасность субъектов?)

 

Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы,
новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся,формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения,
переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

 Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков,вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка. Т.е. мы должны создать систему
обучения, которая мотивирует образовательные потребности каждого ученика, обеспечивает и при этом учитывает индивидуальные способности и возможности,
чтобы на наших уроках ученику было комфортно, а значит безопасно.

При чем ученик на наших урока должен быть успешным. А значит, будет успешным в жизни. (так как
мы говорим о субъектах образования: учитель ищет технологии,  ученик обогащается новыми знаниями значит
счастлив родитель)

          Вспомним. «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие
в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения
прогнозируемого результата.

          Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); 

- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

          Существенными признаками присущими педагогической технологии являются:

- диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

- экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию
труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые
промежутки времени;

- алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи
воспроизводимости  педагогических технологий;

- корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко
определенные цели;

- визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной
техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

Я ДУМАЮ ЗДЕСЬ НАДО ВЫДЕЛИТЬ
ТЕХНОЛОГИИ обучения и воспитания

ТЕХНОЛОГИИ






и


                                                                    Обучения                        Воспитания

1.      Метод проектов не является принципиально ном в мировой педагогике. Он возник в самом начале ХХ века. Но суть его остаётся прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, развитие
критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из
интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся -   индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

          Метод обучения в сотрудничестве - метод, основанный на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется
путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при
этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и
подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

          Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в
помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

          Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития,
психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. 

          Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний; разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, т.е. систему действий в определённой последовательности. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий
учебный материал.

Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

          Тестовые технологии начинаю применять с 5 класса, а наиболее широко тестовую форму контроля использую при
подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Накоплено большое количество тестов для старших классов, проводится систематическая работа с ними. Большое внимание на уроке отвожу устным упражнениям. Задания берутся разнообразные – от
простого к сложному: задачи базового уровня для закрепления полученных знаний и логические задачи, над которыми следует подумать.

          В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко  используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания ,взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.. Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.

Технологию личностно-ориентированного обучения.

Индивидуальныйподход к каждому ребенку: акцентирем внимание на особенностях личностного восприятия  учебного предмета и реализуем потребность каждого ученика в особом подходе и средствах обучения, повышаю уровень собственных возможностей и достижений в процессе усвоения знаний на уроке.

Модульно-блочная технология
– ее мы применяем на геометрии, и в старших классах, когда 1 или 2 урока даю теорию, а затем несколько уроков закрепляю: «Четырехугольники», «Признаки равенства треугольников », «Логарифмы», «Показательная функция». Конечно после блока нескольких уроков, мы должны провести контроль. Такой контроль состоит из трех частей:

Ø  Зачет по теории(зачет по индивидуальным  по карточкам, устное доказательство теоремы, теоретический тест);

Ø  Отработка формул (как принято, на сегодняшний день, используя системно – деятельностный подход:работа по эталону);

Ø  Решение более сложных задач, которые решаются в два и более действия.

Конечно, сильные ученики получают три положительные отметки, слабый – две, но средняя оценка будет положительной.

Проблемное обучение
– создание проблемной ситуации, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность, пример, темы «Сложение десятичных дробей». Как сложить десятичные дроби:
  5,3 + 3,5 = 8,8  

                              5,9 + 4,9 =9,18

6,31 + 7,5=13,36

Игровые технологии

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра в огромной степени
способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, твор
чество.

Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

   - учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

  - учебный материал используется в качестве средства игры;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в  игровую

- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом(Деловые игры, ролевые игры, дидактические игры)

Приемы работы на уроке:

1      давать задания, которые носят проблемно-поисковый характер, решение которых идет за счет опоры на жизненный опыт, связь с повседневной жизнью; (в 9 классе выносятся на экзамен)

2.  метод проб и ошибок – решая учебную задачу; дети находят более рациональный способ решения или верный способ решения, либо с новым вычислительным приемом х(х+4)=45

3       самый основной прием, который я стараюсь применять всегда, создавать ситуацию успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с оговоркой на старые знания;
в 5-6 классах игровые уроки.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: (Конечно, можно применять  в зависимости от предмета)

· Уроки-игры

· Уроки-дискуссии

· Уроки-соревнования
Театрализованные уроки
Уроки-консультации

· Уроки с групповыми формами работы

· Уроки взаимообучения учащихся

· Уроки творчества

· Уроки -аукционы

· Уроки-конкурсы

·Уроки-обобщения

· Уроки-фантазии

· Уроки-концерты

·Уроки-экскурсии и др.

2.      ТЕХНОЛОГИИ воспитания

 

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.Сущность психопрофилактической функции состоит в создании с помощью психотехнологий условий для предотвращения ситуаций психологического насилия. В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической
безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

 Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

Психологическая реабилитация – процесс,мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании
психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.
Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Социально–психологическое обучение – активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально–психологическую умелость, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психологической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением
задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x