Социализация дошкольников

Автор: Спиридонова Татьяна Александровна

 

Социализация дошкольников

 

 

 

                Процесс социализации начинается в дошкольном возрасте. Устанавливается связь ребёнка с главными сферами бытия: миром людей, миром природы, предметным миром, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям и культуре. Дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно игра помогает вхождению ребёнка в общество. В игре ребёнок живёт не только как член своей семьи или знакомого детского коллектива в группе детского сада, но и как член общества, ведь каждая сюжетно-ролевая игра представляет собой общественную жизнь взрослых людей. Если игра эмоционально насыщена, ребёнок осваивает отношения, существующие в обществе. Чем активнее и полнее  жизнь ребёнка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений людей.

 

          Учёные и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС игра рассматривается как  один из сквозных механизмов развития ребёнка, как важное средство его социализации. Многие воспитатели могут возмутиться, что: «Да, мы только и делаем, что играем! Зарядка в игровой форме, игровые ситуации на занятиях, игры познавательные, речевые, математические… И так в течение всего дня!!!» Почти весь педагогический процесс выстраивается на игре. Но, я убеждена, что следует чётко развести игру как образовательную форму и игру как самостоятельную деятельность ребёнка. Иначе очень вероятна ситуация, описанная ещё в середине 30-х годов, когда по окончании «правильной» игры (а в сознании многих педагогов хорошая игра – это только игра, имеющая воспитательно-образовательную ценность содержания и целесообразность) расходящимися детьми была брошена фраза: «А теперь пойдём во двор и будем играть по-своему».

 

          На самом деле, хорошая игра – это эмоционально насыщенное, всецело захватывающее детей действо, которое они стремятся продолжать.

 

          Руководство сюжетно-ролевыми  играми детей – один из самых сложных моментов в работе воспитателя. Мы не можем заранее предвидеть, что придумают дети,  как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в игре менее активна, чем на занятиях либо в других видах деятельности. Самое главное условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

 

 

 

 Как этого добиться?  Очень просто:

 

1.     Относиться к детской  игре серьёзно, и искренним интересом.

 

2.      Понимать замыслы детей, их переживания. А для этого быть в курсе детских увлечений и интересов (книги, мультфильмы, игрушки, путешествия, круг общения и т.д.)

 

3.      Быть внимательным, уметь наблюдать за детскими играми.

 

4.      Разрешать детям шалить!

 

Коротко остановимся на каждом пункте.

 

1.     Мы создаём игровые центры, планируем игры, учим детей игровым действиям, но часто несерьёзно относимся к тому, во что играют сами дети. А дети всегда играют в животных (кошечек, собачек, лошадок и пр.) Игры эти шумные, не всегда удобные для взрослых, а поэтому в погоне за тишиной и порядком в группе и даже на прогулке, взрослые стараются их прекратить. А ведь именно в таких играх дети учатся быть терпеливыми, заботливыми, ответственными. А как артистичны дети в такой игре!!! Котёнок может быть и царапучим, и ласковым, и назойливым, и испуганным и т.п. И всё это ребёнок передаёт очень точно и эмоционально, а его коллеги по игре очень искренне обучают, уговаривают, кормят, спасают маленького пушистого забияку.

 

2.     Воспитатель не всегда может понять и поддержать детскую игру, в сюжете которой  герои современных мультфильмов, книг, компьютерных игр. Чаще всего мы просто критикуем всё выше перечисленное, вместо того, чтобы почаще заглядывать на детские телеканалы и сайты, чтобы хотя бы понимать, о чём беседуют наши воспитанники и что за героев изображают в своих играх. Нравится или не нравится нам, но детская субкультура существует и развивается,  и никуда нам от неё не деться.

 

3.      Мне хотелось бы рассказать о том, как дети подсказали мне некоторые идеи. В каждой группе любого детского сада есть макет корабля, дополненный якорем, штурвалом. Раньше дети очень интересно играли в военных моряков, челюскинцев, рыбаков, этому способствовали фильмы, книги.   Времена меняются, меняются и познавательные опыт и интересы дошкольников. Однажды я заметила, что дети очень активизировались возле карты мира, которая уже довольно долго висела в группе. Оказывается, один мальчик с родителями изучал флаги и столицы разных стран. В течение  нескольких дней я наблюдала за игрой. Дети выбирали на карте флаг, Артём называл страну и её столицу. Они строили корабль, «плыли» на нём, а потом бежали в противоположный конец группы и «оказывались» в выбранной стране. Дети играли очень увлечённо, без конфликтов, бурно обсуждая разные события своих путешествий. Причём, если возникали какие-то разногласия, то дети старались найти истину в энциклопедиях, которые как раз были выставлены в книжном уголке. Это наблюдение натолкнуло меня на мысль подобрать новые атрибуты, чтобы игра не угасла, а наоборот, развивалась. Обратившись за помощью к родителям и коллегам, я собрала интересный материал, который дети сразу же стали использовать в своих путешествиях:

 

ü Наборы открыток, альбомов о разных городах и странах

 

ü Бинокли, подзорные трубы, компасы, карты, атласы

 

ü Коллекции ракушек, камней

 

ü Сундуки с драгоценностями, монетами

 

ü Костюмы моряков, пиратов, индейцев

 

ü Наборы игрушек и картинок с изображением животных разных стран

 

ü Спасательные жилеты, шлюпки, аптечка (ведь в путешествии случается всякое)

 

ü Акваланги (из пластиковых бутылок), жемчужины, спрятанные в контейнеры от киндер-сюрпризов (ведь мы прочитали в энциклопедии о ловцах жемчуга)

 

    В прошлом году в нашем ДОУ проводился конкурс «Сюжетно-ролевые игры для современных детей». Наша игра «Путешествия» заняла первое место. Но это не главное. Главное, что дети ежедневно играют, придумывая новые сюжеты, вводя новые персонажи.

 

4.     Известный педагог Ш.Амонашвили придавал шалунам большое значение  в педагогическом процессе, подчёркивая в них сообразительность, остроумие, жизнерадостность, умение применять свои способности в любых ситуациях и вовлекать в свои игры тихих, замкнутых, вялых, трусливых детишек.  В его книгах есть немало страниц, представляющих собой своеобразную "хвалебную оду" шалунам: "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание".

 

 

 

      Лишить ребёнка возможности играть – это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности. Отожествляя себя со  взрослыми, практически воспроизводя их деятельность, ребёнок усваивает социальные нормы

 

      Часто возникает вопрос: должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Если вы пользуетесь у детей уважением и доверием, если вы не ворвётесь в игру, как слон в посудную лавку, то вы сможете, не нарушая замысла детей, сделать игру более увлекательной или дать игре новое направление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x