Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

И всё-таки: услуга или миссия ☼

Дата публикации:
Описание:

Сейчас стало широко известным заявление Минпросвещения о том, что работа учителя не услуга, а служение и почётная миссия. Неудивительно, что оно вызвало общественный резонанс. Многие вопросы о структуре и методиках работы в школе рассматриваются как спорные, а социальный статус учителей не всегда ясен. Повсеместно растет число учителей, специализирующихся на работе с трудными детьми. Их труд ещё более тяжёл, чем обычная педагогическая работа. Да и в преподавании обычным ученикам усилия многих учителей часто превышают получаемую ими оплату.

Однако непомерный труд за небольшие деньги считается нормой в мире бизнеса. Поэтому многим непонятно, чем учителя отличаются в этом смысле от остальных. Сторонники педагогов объясняют, что учителя посвящают свои дни не торговле знаниями, а специфической деятельности в сфере образования. Но рыночные отношения стали частью мышления большинства. Поэтому отказ педагогов от тех общественно полезных функций, которым они посвятили свою жизнь, может вызвать гнев окружающих и непонимание, ведь эти усилия воспринимаются как само собой разумеющееся.

Школа и законы рынка


Многие видят работу учителя как услугу, так как она ориентирована на клиента, а именно – на определённую целевую аудиторию. Поэтому забота педагога о своих учениках предполагает, что его обязанности направлены исключительно на конечный результат. Он не имеет права ожидать каких-либо моральных или материальных дивидендов от результатов своего труда. Поэтому его работа и считается полностью экономической. Преподаватель обязан угодить родителям учащихся. В противном случае считается, что он конфликтный и негибкий, плохо владеет собой и не понимает человеческую психологию.

Также любая школа существует не сама по себе, а в мире суровой конкуренции. Если педагог не угождает целевой аудитории, то он подводит своего руководителя – директора. А в случае неудачной деятельности директора школы репутация педагогической школы может оказаться под вопросом. Это в значительной степени ударит по спросу. Но гораздо хуже, когда про более правдивых и независимых учителей распространяют слухи, ставящие под сомнение их компетенцию. Такой слух может принести вред работе учителя. Получается, что законы бизнеса не вполне применимы к школе, так как в силу этого могут пострадать настоящие мастера своего дела.

То, что даётся свыше


Кроме того, давайте вспомним о том, что педагогика – это дар, талант. Можно сказать с уверенностью, что учителями способны стать редкие люди. Они обладают уникальными способностями, о которых другие даже не подозревают. Педагог может не только передать свои знания – он способен сформировать в ученике удивительные нравственные качества, помочь ему в понимании жизни. В образовании – основа успеха и процветания любого государства, а для человека в таком государстве – особенно. К сожалению, социальная философия и педагогика не способны ответить на главный вопрос: что именно нужно, чтобы стать специалистом в педагогике? И причина заключается в том, что чаще всего этот талант врождённый.

Можно смело сказать, что учитель делает больше чем работу. Он даёт ребятам тот ценностный фундамент, на котором можно затем выстроить путь к своим целям и сокровенным мечтам. Эта «база» становится источником внутренних сил. Когда родители с пониманием и сочувствием относятся к этой удивительной работе, школа развивается в большей степени. Дети вырастают всё более способными к состраданию, учатся лучше отличать добро от зла, сострадание от жестокости, чистоту от грязи. И в современных условиях подобный вклад в их развитие особенно важен. Он неоценим.

Границы – основа продуктивных отношений

К сожалению, многие родители поддались общей тенденции и стали считать преподавание услугой, а педагога – послушным исполнителем. Если он недостаточно угодливо себя ведёт, они могут возмущаться. Если он недостаточно хорошо (как им кажется) ведёт уроки – тоже недовольны. Поэтому остаётся пожелать учителям терпения. Однако, если речь идёт о частных случаях, учителя могут сами регулировать отношения и менять их к лучшему. Способность предвидеть, где могут возникнуть новые проблемы, даёт педагогу фору. Он может заранее продумать, как реагировать на возникающие претензии.

Главное, что следует делать преподавателю в подобных случаях, – это правильно устанавливать границы. Нужно много достоинства и уверенности, чтобы держать верную дистанцию. И, конечно, во время разговора нужно себя контролировать. Эти усилия окупятся уважением со стороны родителей ваших учеников. Но имейте в виду, что теперь ваша задача – сделать так, чтобы они сами заметили ценность вашей работы. Это, конечно, будет непростой задачей. Однако у вас есть воля, ум и контроль над своим характером. Ваша уверенность поможет проявить лидерство, которое и следует учителю проявлять по отношению к своим «клиентам».

Взаимопонимание и поддержка

Если теперь вдуматься, что общего у услуги и служения, то ответ будет лежать на поверхности: это сотрудничество. И в бизнесе, и в исполнении своей миссии мы ищем общий язык с другими людьми. Это удаётся только тогда, когда человек, с которым мы взаимодействуем, понимает нас и тоже стремится к сотрудничеству и поддержке. Это — то единственное, что порождает общий успех или неудачу в любом общем деле. А всё остальное — производное. Мы помогаем другому сделать то, что для него важно, строим для него мостик к некоторому задуманному результату.

Подобное доверие может быть тем, что растопит любое мыслимое неравенство. Даже если родителю кажется, что он важный клиент, всё равно в большинстве случаев он способен быть благодарным. Это подразумевает, что он будет открытым и искренним с учителем своего ребёнка. И всё это существенно облегчает учителям работу, а также даёт им чувство осмысленности своей миссии. В результате преподаватели продолжают работать – уже не ради клиентов, а ради людей. Этого можно пожелать любому преподавателю.

Пожалуйста, подождите.
x
×