Как подготовиться к олимпиаде по литературе? ☼
Первое, что следует запомнить каждому олимпиаднику – для подготовки ему придется работать не только со школьной программой, но и с множеством дополнительных материалов. Той базы, которую закладывает среднеобразовательная школа, хватит только для местных конкурсов, или для сдачи ЕГЭ. А для предметной олимпиады по литературе базовых знаний хватит только для отборочного этапа.
Первое, что нужно запомнить – при подготовке не требуются самые новые материалы и книги. В абсолютном большинстве случаев нужно само произведение и все критические статьи, написанные о нем. А они давно имеются в открытом доступе.
Второй важный момент – нельзя останавливаться только на самом произведении. Многие вопросы, имеющиеся в олимпиадах, связаны не с творениями писателей, а с критическими статьями. Причем нередко речь идет не о самых известных критиках.
Наконец, третья рекомендация – каждый учащийся, желающий участвовать в олимпиадах по литературе, должен как можно больше читать. Нередко победителей конкурсов выручали не познания, связанные со школьной программой, а общая эрудиция. Именно ее и надо постоянно развивать. Особенно тем ученикам, которые желают в дальнейшем поступать на гуманитарные специальности.
Список источников для подготовки к предметной олимпиаде по литературе
Для успешного участия в конкурсе каждому олимпиаднику нужно использовать все имеющиеся источники. В список входят:
Все темы из базовой школьной программы.
- Дополнительная литература. В список входят не только критические статьи, но и различные рекомендации по их разбору.
- Материалы в интернете, в том числе и те, которые касаются подготовки к конкурсам по литературе.
- Советы победителей олимпиад и учителей.
- Список заданий уже завершенных .
В идеале школьнику нужно использовать все перечисленные способы подготовки. При этом готовиться надо постоянно. И в случае неудачи не бросать свою затею, а начинать изучение материалов для участия в следующем конкурсе.
Изучение школьной программы
Первый, базовый источник знаний по литературе – это школьная программа. И здесь надо понимать: каждый учащийся обязан постоянно посещать занятия, и осваивать все темы, указанные в программе министерства образования. Без этого участие в олимпиаде невозможно в принципе.
Еще один важный момент касается тех, кто хочет при помощи олимпиады улучшить свою успеваемость. Если оценки по литературе невысоки, и посещаемость занятий невысокая, то школьнику будет непросто попасть на конкурс. Школе будет невыгодно отправлять его в качестве участника, так как выиграть олимпиаду по литературе (или любому другому предмету) он не сможет.
Дополнительная литература по предмету
Всю дополнительную литературу для участия в олимпиаде можно разделить на три основные группы:
- Дополнительные произведения из русской и зарубежной литературы, не входящие в основную программу.
- Критические статьи на произведения из школьной программы и из дополнительной литературы.
- Материалы с методиками по изучению, как самих произведений, так и критики на них.
Сначала надо поговорить о дополнительных произведениях. В этот список, например, входит «Отелло» Шекспира и «Идиот» Достоевского. Хотя эти книги и рекомендуются для общего развития, вопросы по ним могут встретиться на общероссийских олимпиадах. Поэтому рекомендуется их прочитать, и, по возможности, ознакомиться с основной критикой подобных произведений.
Не менее важна критика произведений. Желательно досконально ее изучить, так как вопросы на конкурсах нередко связаны не с самими книгами, а с критическими статьями, которые их описывают. Стоит помнить: нужно читать и зарубежные статьи о различных произведениях. Например, читая Шекспира, стоит ознакомиться с отзывами о нем Гете и Диккенса.
Наконец, желательно прочитать несколько методичек по изучению, как книг, так и критических статей. Это поможет красиво и развернуто ответить на поставленный вопрос. А умение изящно составить ответ полезно для тех, кто желает хорошо подготовиться к олимпиаде по литературе. Здесь пригодятся как литературные источники, так и интернет ресурсы.
Материалы в интернете для подготовки к олимпиаде
Из тех ресурсов, что имеются в сети, можно выделить две основные группы. Первая группа – это различные статьи и материалы. Например, сюда можно включить оцифрованные варианты литературных и критических произведений. Также в список входит ряд рекомендаций от учителей и опытных олимпиадников.
Вторая категория ресурсов – это порталы, предлагающие возможность участия в по литературе. Прохождение подобных конкурсов позволит понять, какие именно вопросы могут быть на региональных и всероссийских соревнованиях. Каждому участнику рекомендуется потренироваться на упомянутом портале. Нужно отметить: количество попыток неограниченное, а участие бесплатное. Поэтому одну и ту же олимпиаду можно проходить несколько раз.
Еще нужно упомянуть официальные сайты организаторов подобных мероприятий. В большинстве случаев администрация этих ресурсов выкладывает список той литературы, которая будет использоваться при составлении вопросов. Эта информация будет не лишней при подготовке к конкурсу.
Помощь учителей и опытных олимпиадников
Основное правило участия в любой олимпиаде – участники не соревнуются друг с другом, а лишь стараются превзойти себя, расширить свой кругозор и свои познания. Поэтому отнюдь не зазорно попросить помощи у тех, кто уже участвовал (или даже победил) в прошедших олимпиадах по литературе. Не менее важной станет и помощь учителей.
Начать нужно с помощи педагогов. Здесь обязательно надо учесть: победа учащегося на олимпиаде положительно сказывается на репутации школы. Это понимают как педагоги, так и администрация. Поэтому они сделают все, чтобы помочь школьнику, решившему участвовать в конкурсе. Причем важно понимать: руководство учебного заведения может лучше знать, какие темы популярны у составителей вопросов олимпиад. Эта информация окажется не лишней для участника.
Еще стоит воспользоваться помощью других олимпиадников. Они наверняка знают основные принципы подготовки к конкурсу, и смогут поделиться ими с новичками. Также рекомендуется почитать советы и лайфхаки от опытных участников. Причем эти советы помогут не только при региональных, но и при всероссийских или международных соревнованиях.
Вопросы, ранее использовавшиеся в олимпиадах
Олимпиады по литературе проводятся каждый год, и многие вопросы часто повторяются. Поэтому школьнику желательно посмотреть списки вопросов, используемых в подобных олимпиадах. Нужно учитывать: взгляды на уже написанные произведения могут меняться, но сами книги и критические статьи остаются прежними.
По указанной причине рекомендуется тщательно ознакомиться с вопросами олимпиад за прошедшие 3-4 года. При этом нужно учитывать – материалы, добавленные в течение последних 1-2 лет, могли и не использоваться в конкурсе. Но это не значит, что в текущем конкурсе не появятся темы, связанные с какими-либо новыми произведениями.