Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.06
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как подружиться с неформальным лидером класса ☼

Дата публикации:
Описание:

Неформальный лидер нужен и важен в классе. За ним идут другие ребята, потому что это наиболее сильный представитель группы. Кто-то должен брать на себя инициативу, ведь он отвечает за то, что происходит вокруг. Такой ребёнок готов проявить смелость в суждениях и поступках. Он привык стоять на страже интересов класса. Дети воспринимают его как своего рода моральную и материальную опору, рядом с которой можно чувствовать себя защищёнными. Кроме того, он может помочь им осознать те сложные чувства, которые приходится скрывать от других. Многие дети часто стремятся подражать ребёнку, обладающему лидерскими качествами, и в этом нет ничего плохого – таково естественное устройство группы.

Но активность неформального лидера может быть разрушительной. Иногда он ведёт класс к грубости и побуждает других создавать нерабочую атмосферу на уроке. Дети становятся насмешливыми. Им легче допустить у себя плохие отметки. Они чувствуют уверенность, что это в порядке вещей. А вот стремление учителя к совершенству становится для них в конце концов проявлением навязчивости, вызывает отторжение. Если преподаватель требует от детей сдержанности, то они бунтуют. Их неуправляемость только усугубляется с возрастом, когда, казалось бы, они должны стать более спокойными.

Друг или враг


Есть педагоги, которые в этом случае становятся непримиримыми в борьбе. Они хотят победить агрессию ребят жёстким отпором и дисциплинарными мерами. Потом, по прошествии времени, они обычно терпят поражение, ведь неформальный лидер способен к столь же серьёзной конфронтации. Поэтому надо стараться не зацикливаться на школьном конфликте. В идеале – избегать конфронтации с лидерами класса. При этом необходимо помнить, что сильная самодисциплина абсолютно необходима. У ребят вызывает уважение уверенная личность педагога и его способность проявлять равновесие.

Да, с неформальным лидером можно конкурировать, но гораздо лучше подружиться с ним. Тогда не будет столько сил уходить на борьбу, на гонку вооружений. Следует помнить: как только один лидер исчезает, сразу появляется новый. И более того, он может бороться с вами более хитро и жестоко. У него хватит сил на конфронтацию с вами не потому, что он умнее, а потому, что он инстинктивно понимает свою «стаю». А вот у учителя может уже не быть сил, ведь этой профессии часто посвящают себя тонкие и рефлексирующие натуры. Лучше отнестись бережно к своему здоровью.

Мостик доверия


Секрет успешного управления классом состоит в том, чтобы относиться к неформальному лидеру лояльно, сохраняя при этом чувство собственного достоинства. Эта грань очень важна. Нужно правильно понимать, что именно говорить и делать в ситуации, когда неформальный лидер зовёт ребят за собой, как перенаправлять его энергию. Здесь поможет владение искусством мотивации. В современном искусстве мотивации используется один и тот же подход – формирование чувства долга, а главным мотиватором выступают при этом позитивные эмоции, поглаживание самооценки.

Чтобы ученик-лидер был на вашей стороне, нужно призвать его на помощь. Дайте ему важную социальную роль, пусть этот ребёнок помогает другим расти и развиваться. Будет хорошо сделать его организатором каких-либо важных учебных процессов. Возможно, лидер будет следить за тем, как ваши ученики готовят домашние задания. А вероятно, он будет собирать группу на репетиции спектакля. Вы можете показать ему отрывки из сценария, посоветоваться с ним или даже дать ему определённые полномочия по контролю за классом. В любом случае по мере возможности старайтесь ободрить его и вселить уверенность, что он остаётся вашим лучшим другом и может рассчитывать на поддержку.

Просто подросток


Этому ученику будет приятно ощутить себя на более высоких позициях, чем раньше. А ваша поддержка поможет ему понять, что у вас как учителя тоже важное место в иерархии. Это лучшая мотивация – помогать ученику расширять зону своей ответственности. Настоящий лидер делает эту работу сам, и даже более интенсивно, чем его учитель. И необходимо подпитывать это чувство полезности. Пусть ваши ученики захотят, чтобы их жизнь соответствовала высшим стандартам. Неформальный «вожак» будет для них фигурой, которая помогает этого достичь.

Следует помнить, что перед вами – такой же подросток, как все остальные. Пусть он более силён, но и у него есть уязвимые места. И можно стать той силой, которая помогает ему проявлять лидерство более уверенно. Разумеется, и другим учителям следует вести себя корректно и поощрять его успехи, всячески, по возможности, помогать ему в его благих начинаниях. Если заранее с ними договориться, то совместно можно сделать класс более работоспособным и сильным благодаря хорошим отношениям с неформальным лидером.

Пожалуйста, подождите.
x
×