Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как помочь ребёнку избежать синдрома отличника ☼

Дата публикации:
Описание:

Иногда можно видеть ребёнка, на которого не нарадуются родители и педагоги. Этот юный гений приносит домой одни только пятёрки. Если что-нибудь непонятно, он просиживает за учебниками полночи, пока не поймёт. У такого ученика огромная воля к победе. А на уроках он порой высказывает истины, ничуть не менее авторитетные, нежели мнение учителя. В спорте такой ребёнок тоже достигает значительных успехов. Он выглядит отлично, не приходится делать ему замечания относительно ухода за собой. На фоне подобного труженика остальные ребята как-то меркнут, да они и не пытаются угнаться за бесспорным лидером…

К сожалению, у успеха есть оборотная сторона. Человеческие (а тем более – детские) силы ограничены. И нет такого энерджайзера, который выдержит повышенную нагрузку без ущерба для своего настроения, для нервной системы. Когда чудо-ученик останавливает свой бег, то видно, что эта гонка ему самому не в радость. В характере появляется раздражительность или замкнутость. Увы, взрослые не всегда обращают внимание на психологическое состояние отличника. Ведь других детей приходится гнать в школу за знаниями, а тут – такие бесспорные успехи… Но нужно не только обращать на отличника пристальное внимание, но и порой просить его немного умерить усилия. В противном случае он может переживать эмоциональные кризисы или даже стать жертвой выгорания.

Как формируется синдром отличника

Причина лихорадочного стремления к хорошим оценкам редко бывает здоровой. Чаще всего это попытка компенсировать что-либо. Вероятно, ребёнка расстраивает бедность его семьи, а может быть, он недополучает внимания от взрослых – или его сердце было ранено безответной любовью. И вот, вместо решения самой проблемы, ребёнок неосознанно включается в беспощадную гонку с самим собой. Бегство от проблем никогда не было способом стать более здоровым и счастливым. Вот почему требуется как можно раньше понять причины, которые заставили вашего ученика принести себя в жертву учёбе.

Понять, каковы корни проблемы, не всегда так уж просто. Дело в том, что часто ребёнок ощущает на себе влияние образа жизни родителей. Они никаких повышенных требований к нему не предъявляют, но он незаметно для себя самого копирует поведение близких людей. Стоит в первую очередь осторожно узнать, какой образ жизни ведут родители отличника: не пропадают ли они целыми днями на работе. Трудоголизм заразен. И необходимо помочь взрослым пересмотреть свои привычки, чтобы не внушать ребёнку нездоровый стиль поведения. Вероятно, они сами выдерживают нагрузку, непосильную для других, но их сыну или дочери не стоит идти по стопам родителей.

Жизнь важнее уроков

Как же помочь ученику, у которого вы выявили синдром отличника? Следует помочь ему в формировании уравновешенной самооценки – не численной, а житейской. Покажите ребёнку, что он интересен учителям и одноклассникам как личность, а не как автомат по зубрёжке. Помогите ему с юмором относиться к ошибкам (отличнику сложно с ними примириться). Нужно транслировать классу в целом отношение к учёбе, как к некоторой фоновой деятельности – интересной, нужной, но не поставленной во главу угла. В этом случае вы не напугаете ребёнка избыточным вниманием, он будет ощущать себя частью группы.

Особенно полезным будет участие такого отличника в жизни класса. Пусть он чаще бывает со своими сверстниками в неформальной среде. Это поможет ему выключиться из ожесточённой гонки и ощутить себя просто ребёнком – таким, как и его друзья. Их поддержка – в том, что у него есть право быть обычным. Если же процесс зашёл слишком далеко и близких контактов у ученика ни с кем из класса нет, то нужно аккуратно помогать ему быть на общих мероприятиях не на отшибе. Например, можно занять его чем-то полезным для других ребят. А в случае конфликтных отношений между учениками вам наверняка поможет школьный психолог: некоторые ситуации вполне разрешимы.

Взрослым пора задуматься

Как уже говорилось, многие модели поведения ребёнок бездумно копирует, общаясь со взрослыми. Поэтому необходимо подробно поговорить с его родителями, а также с другими педагогами, которые его обучают. Вот на что нужно обратить их внимание:

  • Часто ли они сами «работают на износ», не думая о своём здоровье, а стремясь лишь к идеальному результату?
  • Стараются ли они как-то особенно выделить отличников, подчеркнуть их значимость?
  • Много ли они в разговорах упоминают жестокую конкуренцию делового мира, а также сложности поступления в хороший вуз? Пугают ли они детей судьбой дворников и продавцов?
  • Часто ли они проявляют теплоту и симпатию не за старательность ребёнка, а просто так?

Честные ответы на эти вопросы помогут вам и другим взрослым в жизни ребёнка немного разрядить обстановку и научить его относиться к успехам легче, а также уважать себя просто за то, что он это он. Синдром отличника уйдёт в прошлое.

Пожалуйста, подождите.
x
×