Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.07
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рождается ли истина в спорах на уроке ☼

Дата публикации:
Описание:

Говорят, что в спорах рождается истина. И это действительно так, если собеседники уважают друг друга и ищут в споре новую информацию для себя. Ведь стремление к познанию приводит к интересным дискуссиям. Всё большее число людей стремится понять, как устроено мироустройство, и ваши ученики не исключение. Это очень хорошо, потому что только от глубокого понимания могут родиться новые идеи и представления. Нужно не только попытаться разобраться в мире, но и научиться находить в нем ответы на вопросы, интересующие человечество.

Однако это теория, тогда как на практике споры могут подрывать дисциплину на уроке. Дети как будто ломают исходный смысл ваших слов, постоянно переиначивая их порядок. Разве не так происходит во время ссоры? Таким образом, мы видим деструктивное направление деятельности класса. Мы сталкиваемся с тем, что спорщики могут специально искать поводы для придирок к словам оппонента, будь то их одноклассник или учитель. Может быть, им становится скучно на уроке и они готовы, скорее, развлекаться, чем работать над собой. Так или иначе, на атмосфере урока это сказывается губительно.

Собеседник или надзиратель?

Если подавлять детей, затевающих спор, это только разожжёт их азарт. Начнётся подтасовка аргументов, с которой порой сложно справиться даже опытному педагогу. Но сделать вид, что ничего не происходит, тоже не получается. Дети в большинстве своём очень наблюдательны. На уровне подсознания они видят, что взрослые постоянно что-то скрывают и недоговаривают, рано или поздно ученики догадываются, что вы утратили контроль над ситуацией. И начинают придумывать новые способы провоцировать деструктивную дискуссию. Так они могут сорвать множество занятий.

А в том случае, когда учитель хорошо умеет оказывать давление, ситуация негативно сказывается на психике учеников. Они подчиняются ему только из страха. Кроме того, иногда педагог просто не понимает, что происходит. Спор вызывает у него безотчётное раздражение. Вероятно, преподаватель опасается насмешек, поэтому «бьёт на опережение». Подобное влияние обычно распространяется и на взрослую жизнь учеников – возможны последствия для психики. В дальнейшем этот процесс может быть ещё более разрушительным, чем в детстве. Поэтому в ситуации споров учителю нельзя срываться или давить. Следует найти корни проблемы.

Учимся спорить правильно

Вы можете сделать дискуссию "фишкой" своих занятий. Пусть ребята знают, что вам нравятся думающие люди. Беседовать и обсуждать гораздо лучше, чем вынуждать ребят верить вам на слово. Это сразу же снижает вероятность провокаций. Каждый ученик будет уважать в вас хорошего преподавателя. Всегда есть несколько вариантов передачи своего образа мыслей, и вы можете на примерах показать детям, как это делается. Это всегда будет одинаково интересно всем участникам, и вы не будете впустую терять время. Оно будет тратиться на получение учениками полезных навыков.

Однако ребятам предстоит научиться искусству конструктивного спора. Для этого может потребоваться не один год, но результат вас приятно удивит. Любой некорректный аргумент становится лишним, если освоить поиск настоящих доводов, правдивых и точных. Именно это и будут делать ребята – станут выбирать те идеи, которые действительно красивы и честны, и будут выигрывать в споре. Дело в том, что у логики есть своё очарование. Она достаточно проста, чтобы пользоваться ею каждый день. В достойных мыслях есть стройная гармония, и это по-настоящему заразительно.

Особые занятия

Лучше всего выделить для споров отдельные уроки-семинары. Там ребята смогут подискутировать от души. Нужно договориться, что на обычных занятиях не место для возражений. А в случае вопроса к учителю на него можно ответить, но не разворачивать дискуссию. Семинары позволят детям конструктивно потратить энергию, особенно это касается подростков. Постепенно у них появятся навыки дискуссии, а потом – самое главное – они научатся создавать сам предмет для спора и искать истину. Ученики пройдут необходимую тренировку. И при этом их продуктивность на уроках сохранится, а атмосфера в классе останется рабочей.

Главная мысль, которую нужно донести до детей, состоит в том, что для хорошего, продуктивного спора нужно внимательно слушать собеседника. А если они хотят быть готовыми к семинару, то им нужно внимательно впитывать знания на обычных уроках. То же относится и к домашним заданиям. Ученикам нужно понять: когда они продемонстрируют готовность не только слушать собеседника, но и правильно понимать его, любой спор выйдет на новый уровень. Хорошо, если ребята на практике увидят красоту таких бесед. Пусть они учатся анализировать мотивацию человека, с которым спорят. Для этого нужна не только логика, но и понимание внутреннего мира человека. Психологическая грамотность поможет вашим ученикам дискутировать с удовольствием и пользой в любой ситуации.

Пожалуйста, подождите.
x
×