Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья сам себе судья: подводя итоги учебного года

Дата публикации:
Описание:

Конец учебного года для педагога – это одновременно радость и повод для сожалений. Трудно получить удовлетворение от победы, если после нее приходится расставаться со своими подопечными. И учитель, защищающий интересы класса, после окончания борьбы ощущает некоторую пустоту. Ему не хватает прежней активности, как бы она ни изматывала. Это не значит, что нет в жизни большего счастья, чем творчество и педагогический труд. И всё-таки для многих это любимая работа. Для учителей, проводящих с классом большую часть жизни, – это почти единственная деятельность, которая является отражением внутреннего мира.

В конце года нужно подвести итоги, чтобы усовершенствовать стиль своей работы. Для этого необходимо время, причём такое, которое можно провести наедине с собой. Для лучшего усвоения опыта рекомендуется провести внутренний обзор всех своих удач и неудач. Это поможет увидеть процесс на стратегическом уровне. Кроме того, анализ позволит наметить собственные педагогические методы. В любом случае, главное, что предстоит учителю, – это обновление представлений о себе и о мире. Если во время работы для этого не было ни одной свободной минуты, то теперь пришла пора размышлять.

Внимание к ошибкам

Какими бы современными методами ни проводилась аттестация, тем не менее, только сам педагог изнутри видит все взаимосвязи в своей работе, именно он способен оценить, хорошо ли удалось задуманное. Причём одновременно он должен убедиться, что именно те успехи, которые кажутся удовлетворяющим «заказчиков» (в данном случае – родителей учеников), соответствуют его потребностям и являются тем, чего он хотел бы добиться. Иногда давление родственников детей бывает значительным. Важно отделить собственные мысли от чужих. Более того, необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы самому себе всё-таки возникал ясный и своевременный ответ, не требующий долгих раздумий, но и не поспешный. Это говорило бы о естественной слаженности мыслей.

Казалось бы, человек, думая о своих ошибках самостоятельно, будет давать себе всевозможные поблажки. Но в случае преподавателей это не так, потому что они обычно обладают высокой чуткостью. В результате у них появляется такое чувство, что они не могут контролировать всё, что многое идёт не по их плану. И это причиняет страдания. Ответственность мешает отмахнуться от своих промахов. Вот почему у многих учителей бывают проблемы с самоуважением. Здесь требуется глубокая проработка комплексов и страхов. Лишь тогда можно оценивать собственную работу без излишнего трагизма.

Тяжёлые переживания

Итоги года могут значительно расстроить преподавателя. Ведь исходные планы редко идеально воплощаются в жизнь. Для каждого педагога остается слишком много нереализованных возможностей. С этим сложно смириться. Но и перестать стремиться к идеалу просто невозможно. Отсюда следуют два вывода. Первый: нельзя мечтать о невозможном. Пусть ваши цели изначально учитывают сложные характеры учеников. Второй вывод таков: нельзя торопиться с распределением учебной нагрузки. Стратегия важна, но тактические планы должны быть гибкими, тогда больше вероятность успеть всё необходимое.

Но это касается тонкостей планирования. Между тем в течение года могли возникнуть серьёзные психологические ситуации, которые заставили вас усомниться в себе как в педагоге. Это уже глубокий кризис, преодолеть который не каждому под силу. Но и здесь вы можете быть уверены если не в вашей правоте, то в благородных целях. Пусть стремление к достойному результату обернулось ошибкой. Но раз у вас хватило твёрдости следовать своему выбору, то каждый раз вы будете находить в себе силы, чтобы с таким же упорством исправлять сделанные ошибки.

Своевременный анализ


Нельзя отчаиваться, потому что ошибка – это бесценный опыт. Нет идеальных учителей, зато есть те, кто способен глубоко прорабатывать возникнувшие проблемы. Главное, чтобы для этого оставалось время. Вот почему лучше всего выделять в своём расписании свободные окошки, чтобы анализировать проблемы регулярно, не оставляя всю моральную нагрузку на конец учебного года. И тогда окончательный вывод не станет перечёркиванием себя как учителя, а, скорее, превратится в дорогу, по которой вы будете всё глубже и глубже идти. Учёт ошибок – достойный путь, он приводит к успеху.

Особенно ценен анализ событий в том случае, когда речь о том классе, с которым вам ещё предстоит работать. Тогда у вас совершенно точно есть время на корректировку принятых решений. Ведь нет ничего такого, с чем вы не могли бы справиться. Иногда бывает настолько много работы, что у вас просто не хватает времени. Однако нужно побороться за свободные минуты и часы. Они нужны не столько для самих размышлений, сколько просто для отдыха. Если вы чаще отдыхаете, то лучше мыслите и осознаёте. Поэтому следует подумать о более эффективном и безопасном рабочем дне.

Способность разрешать

Бывают такие ошибки, которые вы допустили по отношению к выпускному классу. В этом случае остаётся только отпустить ситуацию – и предоставить жизни идти своим чередом. И тогда вы можете однажды обнаружить, что прошли по своему пути дальше, потому что разрешили себе быть неидеальным. Детям предстоит искать свой путь без вас. А на смену им придут новые, на которых и стоит направить своё внимание. Ничего страшного в этом нет. В конечном счёте, главное – это, конечно, быть собой, а также помочь в этом ребятам. Дальнейшая их судьба определится уже их самостоятельными усилиями.

Конструктивная критика необходима не только по отношению к другим людям. Если конструктивно критиковать самого себя, то сентябрь принесёт новое вдохновение и силы после отдыха. Учителю необходима полноценная жизнь, которая немыслима без способности отпускать проблемы. Любые отрицательные эмоции и мысли необходимо исследовать, но лишь ограниченное время. Со временем они могут превратиться в тени, которые не требуют столько внимания. Уверенность в себе и принятие себя – то, что нужно каждому педагогу, чтобы хорошо работать и по-настоящему отдыхать.

Пожалуйста, подождите.
x
×