Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выйти за пределы программы: миссия выполнима ☼

Дата публикации:
Описание:

В процессе преподавания интересно выходить вместе с детьми за пределы программы. Есть столько интересных фактов, связанных с вашим предметом! В процессе беседы у ребят загораются глаза, урок оживает. Дети не ленятся записывать основные тезисы, а также выводы. Ваши слова приобретают вес и силу. Если вы рассказываете увлекательно, то ребята потом самостоятельно читают книги, которые помогли бы им правильно расставить акценты. Кроме того, отступления от темы могут быть использованы во время общеобразовательной и научно-педагогической работы с отстающими учениками. Это отличный способ мотивировать ребят учиться.

Ещё внепрограммные темы активизируют мышление учеников. Это более сложные вопросы, требующие умственных усилий. Дети не любят заранее разработанных теорий, потому что не чувствуют себя уверенно. Но спорные области науки – та сфера, в которой можно ощущать себя комфортно и свободно. И чем больше ребёнок задаст вопросов, тем интереснее будут разговоры. Главное – не упустить момент, когда можно решить ту или иную задачу необычным, непривычным способом. Это для ребят – способ получить интересный опыт, расширить свой кругозор.

Требования – и снова требования

Между тем детям нужно сдавать итоговые экзамены, поступать в колледж или вуз. Иными словами, их образовательные потребности связаны с вопросом будущего. Если школа успешно удовлетворяет эти требования, дальнейшее развитие выпускника в профессиональном смысле обеспечено. Если же нет, ему придется приспосабливаться к жизни с большими сложностями. В таком случае он может и не достичь ощутимых результатов в выбранном им виде деятельности, а это чревато и психологическими сложностями. Важно, чтобы в будущем ученик стал хорошим дипломированным специалистом. Поэтому так много времени и сил тратится на уроках именно на работу по программе.

А если этого не делать, то для педагогов и руководства возможны проблемы со стороны высших инстанций. Чтобы избежать таких последствий, нужно придерживаться принципа «делу время, потехе час"». К сожалению, внепрограммные темы возможны только как небольшое дополнение. И всё-таки дискуссия по интересному вопросу, какой бы короткой она ни была, требует определенного интеллектуального напряжения. А значит, главное для развития ребят будет сделано. Таким образом, важно не то, что им удается запомнить, а сам навык открытия нового. Кроме того, надо научить детей производить новое. Тогда они будут не просто массой, а осознанными деятелями, когда вырастут.

Немного лирики


Можно ли совместить программу и интересные отвлечённые факты? Конечно, и это довольно легко: нужно оформить их как небольшие лирические отступления. Но это возможно только при хорошем уровне дисциплины в классе. В противном случае ребята отвлекутся надолго и своими расспросами не дадут учителю продолжить урок по основной теме. С другой стороны, имеет смысл делать эти небольшие зарисовки ёмкими, чтобы дети получили точную информацию. Например, иллюстративные схемы и таблицы позволяют быстро объяснить материал, а также дать разумный совет, что делать дальше, где искать подробные сведения, если этот вопрос заинтересовал кого-то всерьёз.

А как же извечное желание познающего человека – объять необъятное? Увлечённому педагогу и самому сложно остановиться, когда речь идёт о действительно интересных фактах, особенно если они не до конца объяснены наукой. Его мысль опять обращается к будущему прогрессу, и очень сложно переключиться на злободневные вопросы. Тем не менее, спустя несколько минут он снова возвращается к варианту ЕГЭ или к параграфу из учебника. Грустно... Но всё-таки становится чуть легче от мысли, что у ребят есть хоть какой-то шанс расширить свой кругозор. Он с благодарностью смотрит на группу детей, которые решают варианты ЕГЭ – и говорит: «Вы молодцы! А теперь давайте разберём следующий номер».

Перехитрить время


Безусловно, предусмотрительный учитель позаботится о том, чтобы в будущем ребята не бросили своё увлечение наукой. Для этого ему нужно дать им навыки разумного чередования разных способов нагрузки. Тогда, даже работая в сложных условиях, выпускники школы найдут время для изучения увлекательных материалов. Ведь заданное направление, если оно заинтересует учеников, будет побуждать их продолжать самообразование. Самое главное при таком подходе – правильно подобрать методы обучения. Конечно, смысл всех предлагаемых способов воздействия в первую очередь заключается в том, чтобы обратить внимание учащихся на незаметные проявления мира, которые редко привлекают внимание обывателя.

Основной конкурент такого педагога – будущая взрослая ответственность ребят. К сожалению, в нашей культуре ответственностью считаются работа и быт, но не познание научных и культурных ценностей. Поэтому есть риск, что взрослый человек станет ежедневно собираться почитать книгу, но каждый раз будет откладывать это. Собираясь и собираясь, он будет заниматься своими обыденными делами и, естественно, в эти минуты забудет, о чём читал. Не потому, что он не любит чтения, а потому, что если он хоть раз возьмётся за книгу, процесс затянет его надолго. Вот почему так важно научить детей органично переключать внимание с одного вопроса на другой – и обратно.

Приоритеты настоящего педагога

Конечно, хочется разделить с детьми радость их познания мира. Видеть эти глаза, в которых пытливый интерес... Но гораздо важнее будущие открытия ребят. Детское стремление охватить всё и вся, заняться в первую очередь интересным — естественная человеческая реакция. Нужно, сохраняя общий темп прохождения основной программы, поддержать эту любознательность, подпитать её на будущее. Учитель – это стратег. Он направляет полёт детского воображения, но не теряет контроля над ситуацией. Его задача — следить за тем, чтобы процесс познания для учеников был естественным и осмысленным, а главное – чтобы дети умели радоваться науке и искусству и помогать в этом другим.

Пожалуйста, подождите.
x
×