Статья "Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная технология"

Автор: Воинова Юлия Александровна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Учитель начальных классов

Воинова Юлия Александровна

МАОУ-СОШ № 93

г. Екатеринбург

Статья

 

Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная

технология

 

         «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде в связи с этим не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – старт к  профессиональной карьере.

Что значит воспитать творческую личность? Безусловно, это, прежде всего,  развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом.

Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого следует развивать КТД. В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного КТД понимается нами широко: каждый может быть лидером в учебе, творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.

Таким образом, я предлагаю использовать идею воспитания лидерских качеств личности, так как они могут применяться человеком в различных контекстах жизни, а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

- учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждый ребенок талантлив»);

- мажорность в общении и обучении;

- учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

- сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.;

- приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.);

- превращение школы Знания в школу Воспитания.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

         В качестве примера хотелось бы рассмотреть широко распространенную в современной педагогической практике методику коллективно-творческого дела (КТД).

Историю КТД можно отсчитывать с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разрабатывал технологию сознания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – проведение дела – коллективный анализ по итогам (рефлексия) – коррекция. Таким образом, можно говорить о том, что форма КТД имела все признаки учебно-воспитательной технологии.

Изначально применение технологии КТД было основано на коммунарских идеях (педагогика заботы), и в этом контексте был возможен лишь классический вариант коллективной деятельности с приоритетом ценности социума перед ценностью развития личности. В то время это было идеологически оправданным, и технология КТД в единстве с идейной направленностью в воспитании имела широкое распространение. За последние двадцать лет страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения, а технология коллективно-творческих дел, потеряв идейную основу, оказалась невостребованной и была незаслуженно забыта. Настоящей публикацией мы хотим вновь привлечь внимание широкой педагогической общественности к технологии КТД на современном этапе развития образования и, таким образом, вернуть в накопленный к настоящему моменту багаж воспитательных технологий столь эффективные с практической точки зрения находки. Для этого необходимо изменить идейную основу технологии в соответствии с задачами системы образования в целом и личными интересами каждого воспитанника.  При реализации этих условий вновь окажется возможным и эффективным использование на практике технологии КТД. 

Что мы можем использовать в качестве замены классической идейной основы технологии КТД?

В современном мире возросла  ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей.

Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
         Отличия личностно ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Наше понимание этих различий отражает следующая таблица:

 

Этап

КТД по модели И. П. Иванова

Личностно ориентированное КТД

Коллективное целеполагание

Реализация общественно-значимых задач  при выборе дела

Дело как реализация  задач личностного развития

Коллективное планирование

Акцент на групповое авторство идей

Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе

Коллективная подготовка

Акцент на групповой работе

Акцент на  принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого

Коллективное проведение дела

Только командное участие

Согласованность индивидуальной деятельности с групповой

Коллективный анализ по итогам

Оценка группового участия в организации дела

Оценка личностного участия, развития своего потенциала

 

При этом нужно заметить, что меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.

Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.

Последовательность анализа КТД:

·        Первым дает обратную связь участник КТД.

·        Затем обратную связь дают участники группы.

·        Завершают анализ педагоги.

Примерные вопросы анализа:

1.     Что хорошо удалось?

2.     Как это меня лично продвинуло?

3.     Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?

4.     Что мне следует изменить?

5.     Пожелания всем.

6.     Кому отдельное спасибо?

7.     Что делать дальше?

Каждое КТД есть проявление практической заботы взрослых и детей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому дело становится жизненно важным, общественно необходимым. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте совместно учащимися и педагогами, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

 

Прикрепленные файлы:
Статья КТД
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x