Стили семейного воспитания

Автор: Варежникова Ирина Канышевна

1.Вступительное слово классного руководителя.

  Актуальность темы.

Современная семья включена в различные механизмы общественно­го взаимодействия, а потому социаль­но-экономические катаклизмы, про­исходящие в нашей стране, не могут не отражаться на  детско-родительских отношениях.

Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей. « Ты положил дневник в портфель?» «Давай скорей!» - часто упрекаем мы детей.

 А если учитывать все подзатыльни­ки, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с прояв­лением жестокости, давления со сто­роны своих родителей.

 

Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери - это указания и запреты.

Согласно исследованиям, роди­тельская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей.

 

А ведь это нарушение прав ребёнка.

 

В КОНВЕНЦИИ  О ПРАВАХ РЕБЁНКА ЗАПИСАНО, ЧТО  ОН ИМЕЕТ ПРАВО НА УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

 

Давайте сегодня попытаемся  понять , как  уберечь ребёнка от жестокости и насилия, от стрессов и переживаний, чтобы он вырос уверенным в себе гражданином страны. .

Сегодня мы поговорим о правильном  воспитании в семье, попробуем научиться грамотно  вести себя в различных семейных ситуациях.

 

 

 

2. Характеристика стилей семейного воспитания

2.1.  Либеральный стиль воспитания.

.

Порой родители уступают любой просьбе ребенка, чтобы порадовать его и завоевать его любовь.

 Но если мы так боимся расстроить ребенка, что не решаемся выразить свой гнев, потребовать соблюдения норм поведения и запретов, обеспечивающих безопасность, то в роли главного оказывается ребенок. И он испытывает от этого сильное беспокойство.

Такой стиль воспитания называется ЛИБЕРАЛЬНЫМ, а иначе ПОПУСТИТЕЛЬСКИМ.

Его основные признаки.

-  Родители считают, что достаточно материально обеспечить детей. Все остальные проблемы дети решают сами. Как  одеваться,  с кем дружить, как и с кем проводить время. Мама и папа
обычно не запоминают имен  друзей своих детей, воспринимают их как досадную помеху, если они приходят  домой.

-  Никто не контролирует выполнение домашних заданий, количество времени проведенного детьми за  компьютером или телевизором.

- Мама говорит: «Хочешь быть человеком – учись, а не хочешь- не учись!»

- У  младших детей обычно  огромное количество дисков с мультиками. Чтобы смотрели и никому не мешали.  Такие дети  обычно знают все мультики наизусть, но  могут не выговаривать буквы потому, что никто с ними не занимается

 

2.2 Авторитарный стиль воспитания.

  Виновен – отвечай. Казалось бы, всё верно. Но порой как жестоко может быть наказание.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши.

 

ТАКОЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ – АВТОРИТАРНЫМ.

 

 

Наказывая своего ребёнка, добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь, и обман.

 
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест.

 

В СЕМЬЕ С АВТОРИТАРНЫМ СТИЛЕМ ДЕТИ РАСТУТ НЕРВНЫМИ

Свой протест  они могут     выражать неадекватными  поступками

 

Авторитарные мамы решают все  конфликты, «разбираются» с обидчиками своих детей, но от этого друзей у них не прибавляется.

 

 

Конечно, родители всегда хотят своим детям  добра. Но оказывается, что не всегда благие намерения идут на пользу человеку.

 

 

Становится ясно, что   оба стиля воспитания могут привести к плачевным результатам.

И это действительно так.

ЖЕСТОКОЕ  ОБРАЩЕНИЕ  С  ДЕТЬМИ,  ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ  ИХ ИНТЕРЕСАМИ, НЕ  ТОЛЬКО  НАНОСИТ  НЕПОПРАВИМЫЙ  ВРЕД ЗДОРОВЬЮ,  НО  И  ВЛЕЧЕТ  ЗА  СОБОЙ  ТЯЖЕЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ.

 

 

2.4 Демократический  стиль воспитания.

 

Значит, нужно действовать иначе?

А как? – спросите Вы.

Ведь невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Психологический смысл наказания, как отмечает А.С.Макаренко, состоит в переживании вины. Наказание имеет воспитательное значение тогда, когда ребенок переживает свой поступок, жалеет о том, что доставил неприятности людям, неправильно поступил, и поэтому наказание он воспринимает как утверждение справедливости. В таком случае конфликт между родителем и ребенком не возникает, напротив, ребенок чувствует, что родитель сам огорчен необходимостью наказать его.

 

 

Ребенку нужно  ваше участие, разрешение быть самим собой, двигаться вперед, выражать свои эмоции, мысли, потребности…Это ещё один стиль семейного воспитания  -  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ.

 

 

Его основные характеристики.

Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

 

Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.

 

Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.

 

При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

 

3 Характеристика стилей воспитания учащихся класса на основе анкет  детей и родителей.

3.1. Анализ  рисунков  детей «Моя семья»

Рисунок семьи помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

 

Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений.

 

 Для подтверждения предположения мы провели анкетирование и тестирование родителей и детей.

 Специально составленные вопросники и тесты позволяют изучить мнение родителей о воспитании и особенности отношения детей к взрослым. Мы используем вопросники для родителей и детей, составленные М.Р.Догонадзе для установления стиля взаимоотношений между родителями и детьми.

В исследовании принимали участие 19 родителя и 21 ребёнок.

 

 

 

 

3.2 Анкета для родителей (Приложение 1)

 

При ответах  на вопросы о воспитании  средне-статистического ребёнка большинство родители выступили как демократы:

Но в отношении своих родных детей вы  допускаете  ещё и  наказание как метод  воздействия: 

 

Большинство родителей в той или иной форме  прибегают к насилию в воспитании, используют авторитаризм в общении с детьми.

 По другому и быть не могло, поскольку в нашей стране традиционно в воспитании формировали послушание жёсткими методами. Вспомним русские народные пословицы и поговорки: «За одного битого двух небитых дают.»,  «Ребёнка надо сечь, пока поперёк лавки лежит.»

Современное общество  пытается  изменилить методы воспитания. С высоких трибун говорят, что жестокость порождает жестокость,  насилие порождает насилие.

 Конечно сейчас родители стремятся менять  методы воздействия на детей, но и привычные дедовские методы забыть сложно. Вот и получается путаница, что не может не отразиться на формировании личности каждого  ребёнка.

 

3.3. Анкета для учащихся (Приложение 2).

Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведенное среди детей. У детей школьного возраста уже есть определенный запас морального опыта, который, в соответствии с тем, в какой семейной ситуации растет ребенок, может быть показателем наличия положительных или отрицательных взаимоотношений в семье.

Анкета для учащихся показала, что    большинство детей любит проводить время вместе со  своими  родителями, у них доверительные отношения,

т.е. прослеживается  демократический стиль воспитания  , но в тоже время  дети   говорят, что родители проявляют  авторитаризм.

 

3.4           . Сравнительный анализ анкет родителей и учащихся.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

ПОКАЗАЛ, что родители не считают себя авторитаристами в семье, а треть детей думают иначе.

 

Таким образом, получается, что в семьях нет единого сформированного стиля общения с детьми.

 

Анализ материалов данного исследования дает основание заключить: решающее значение в формировании личности ребенка в семье принадлежит, прежде всего, общему стилю жизни семьи, взаимоотношениям между ее членами, поведению родителей (в особенности на глазах у ребенка), их отношению к детям.

 

4. Игра   «Как правильно поступить»

 

Попробуем научиться грамотно вести себя в проблемных ситуациях.

Предлагаю  потренироваться?

Разрешить  три психологические ситуации

СИТУАЦИЯ 1.

Ребёнок не убирает за собой игрушки.    Как вы поступите?

Обычная реакция: «Убери игрушки!» Подчиняясь, ребенок перестает ощущать свою индивидуальность. Мы управляем им, а он – всего лишь исполнитель.

Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.

Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать).

СИТУАЦИЯ 2.

Ребёнок  безобразничает, учитель  постоянно делает замечания, ваши отношения портятся. Как быть?

 Обычная реакция: нравоучения, наказания… Нам кажется, так мы возвращаем его на правильный путь.

Ваша цель: сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения.

Новая установка: уделяйте ребенку каждый день 10 минут искреннего внимания.

 

СИТУАЦИЯ 3.

На полу в кухне разбитый стакан. Или на ковре в комнате большое пятно от варенья. Ваша реакция?

 Обычная реакция: «Это кто сделал?», «Ты еще и стакан разбил?». Обвинения, поиски виновного… Сколько растраченной энергии, поводов для ссор и обид на пустом месте!

Ваша цель: научить ребенка наводить порядок самостоятельно.

Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите.

( Раздаются ситуации для 3-х  групп родителей. Они ищут оптимальное решение ситуации.  Обмениваются мнениями.)

Спасибо. Надеюсь, что теперь у вас теперь появилось  больше возможностей для  грамотного, успешного  воспитания детей.

Итогом нашей сегодняшней встречи пусть будут памятки, как руководство к действию.

 

5. Самый эффективный метод  воспитания в семье

Таким образом мы видим, что самым эффективный методом    воспитания в семье является демократический стиль детско-родительских отношений. Главный  его метод – это УБЕЖДЕНИЕ, нахождение компромисса. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичными, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши  стремления станут его стремлениями. У вас будут замечательные отношения  на всю жизнь. 

 

 

5.1 СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Приложение 3)

 

(Классный руководитель раздаёт памятки)

К  памятке прилагается тест, который  поможет выяснить насколько правильный тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. (Приложение 4)

 

 

 

 

6.Итог собрания.

 Наблюдайте  за  своим  ребёнком!   Прислушивайтесь к  своему  сердцу  и  родительскому  инстинкту!  Консультируйтесь  со  специалистами, если  в  чём – то  сомневаетесь!

Мира, покоя, взаимопонимания и благополучия вам и вашим детям!                           

 СПАСИБО   ЗА  ТО,  ЧТО   ВЫ  НАШЛИ    ВРЕМЯ   ПРИЙТИ!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.     Анкета для родителей

 Инструкция: «Просим ответить откровенно».

Вопросы

Согласен

Не согласен

1

В наше время молодежь понять невозможно

 

 

2

Физическое наказание – лекарство для ребенка

 

 

3

Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям

 

 

4

Ребенок должен верить, что родители все знают лучше него

 

 

5

Нельзя достичь успехов в воспитании каждого ребенка

 

 

6

Ребенок любознателен, он любит задавать чрезмерное количество вопросов

 

 

7

Страх рождает любовь

 

 

8

С любым желанием ребенка нужно считаться так же, как с желанием взрослого

 

 

9

Дети скрытны, они живут своей жизнью

 

 

10

Существуют трудновоспитуемые дети, но и они поддаются воспитанию

 

 

11

Ребенок должен не бояться, а уважать своих родителей

 

 

12

Я не пытаюсь силой узнать тайну ребенка

 

 

13

Физическое наказание – метод, применение которого ничем не может быть оправдано

 

 

14

К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи

 

 

15

Вовсе не обязательно отвечать на все вопросы ребенка

 

 

16

Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать

 

 

17

Дети любят сердить родителей

 

 

 

 

2.     Анкета для учащихся

 

Вопросы

Да

Нет

1

Я уважаю родителей

 

 

2

Мы с родителями не понимаем друг друга

 

 

3

Люблю рассуждать вместе с родителями

 

 

4

Мне не хочется приходить домой

 

 

5

Ребенок не вырастет, не испытав физического наказания

 

 

6

Я и мама (папа) без слов понимаем друг друга

 

 

7

Не люблю, когда родители вмешиваются в мои дела

 

 

8

Мои родители требуют беспрекословного подчинения

 

 

9

Я откровенен с мамой

 

 

10

Не люблю гулять вместе с родителями

 

 

11

Люблю бывать дома

 

 

12

Провинился я или нет, все равно на меня низвергается водопад унижающих, оскорбительных слов

 

 

13

Мои родители считают, что я ни на что не способен

 

 

14

Если я чистосердечно признаю свою вину, меня прощают

 

 

15

В семье не считаются с моим мнением; они говорят, что я еще маленький

 

 

16

Родители мне доверяют

 

 

17

Мои родители любят угрожать и наказывать

 

 

18

Я гуляю там, где захочется

 

 

19

Физические наказания озлобляют человека

 

 

20

Когда мне трудно, родители не догадываются об этом

 

 

21

Родители очень не любят отпускать меня куда-нибудь

 

 

22

Люблю гулять вместе с другими членами нашей семьи

 

 

23

Если я признаю свою вину, меня все равно не простят

 

 

24

Я боюсь своих родителей

 

 

25

Я и мама (папа) – друзья

 

 

26

В семье ко мне относятся с уважением

 

 

27

Меня контролируют на каждом шагу

 

 

28

Родители уверены в моих способностях

 

 

29

Если я попрошу родителей, они все для меня сделают

 

 

30

Мама (папа) любят давать указания, приказывать

 

 

 

 

 

3. Советы для родителей.

 

 

     Учите ребёнка рассказывать вам вечером не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

     Каждую  трудную  ситуацию не оставляйте  без  внимания, анализируйте вместе.

     Обсуждайте примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

     Не иронизируйте, если ребёнок в какой – то ситуации оказался слабым физически и морально.

     Помогите ему и поддержите его, укажите ему возможные пути решения проблемы.

     Учите ребёнка предполагать последствия своих поступков, сформируйте у него  потребность ставить вопрос типа: что будет, если…

 

     Дайте возможность своему ребёнку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от комплекса вины и ответственности.

 

     Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешёнными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребёнка. Консультируйтесь  со  специалистами, если  в  чём – то  сомневаетесь!

 

4.Тест  «Какой Вы  родитель?»

Инструкция: «Какие Вы родители: слишком терпимые или, наоборот, непомерно регламентирующие жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы приведенного ниже теста, Вы сможете узнать, насколько правильный тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Выберите подходящий ответ».

 

 

Вопросы

Да

Нет

1

Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей?

 

 

2

Поощряете ли вы своего ребенка, когда он приносит домой хорошую отметку?

 

 

3

Умеете ли Вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины?

 

 

4

Знаете ли Вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?

 

 

5

Целуете ли и гладите ли Вы своего ребенка после того, как ему исполнилось семь лет?

 

 

6

Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в своей комнате?

 

 

7

Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?

 

 

8

Уважаете ли Вы право своего ребенка на личную тайну?

 

 

9

Если у Вас привычка часто повторять: «А вот в мое время…», или: «Ребенок должен держать язык за зубами?»

 

 

10

Делитесь ли Вы с детьми своими радостями и горестями?

 

 

11

Бывает ли, что Вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?

 

 

12

Спрашиваете ли Вы у ребенка, как он проводит свое свободное время?

 

 

13

Если бы кто-нибудь придумал робота-воспитателя, купили бы Вы такую машину?

 

 

14

Критикуете и наказываете ли Вы своих детей в присутствии посторонних?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция: «Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу.

Каждый Ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается 1 баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ этого теста, Вы узнаете мнение психологов о Вашем методе воспитания.

 

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Да

 

 

да

да

да

 

да

да

 

да

 

 

 

 

Нет

нет

нет

 

 

 

нет

 

 

нет

 

нет

нет

нет

нет

 

 

 

 

 

1-2 балла. Роль родителей освоена Вами не вполне. Вы слишком строги и педагогичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

 

3-4 балла. Ваши результаты не из лучших. Не будьте так жестоки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.

 

5-8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости Вашей позиции. Порою Вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.

 

9-11 баллов. Думается, Вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и незнакомы со всеми премудростями педагогики.

 

12-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своих детей, от Вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее проблемам.

 

14 баллов. Поздравляем!  Вы можете считать себя великолепными родителями. Если Вы работаете педагогом, значит, Вы на своём месте в жизни,  а если и не педагог, значит, вашим детям просто  очень повезло.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x