технологическая карта урока

Автор: Смирнова Людмила Ивановна

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА,

 

ФОРМИРУЮЩЕГО УУД

 

Технологическая карта-трансформер – эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС.

 

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимо­действия учителя и учащихся. Термин пришел в педагогику из технической сферы науки. Техно­логическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.

 

Поскольку междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств её прогресса, постольку обращение педагогов к технологическому подходу в образовании стало не случайным. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как

 

 возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

 

Опираясь на определение технологической карты, пришедшее в педагогику из техники, мож­но выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологи­ческой карты урока:

 

• в ней должен быть записан весь процесс деятельности;

 

• должны быть указаны операции, их составные части.

 

Потребности реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимо­действия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно реализовать в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая дея­тельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следователь­но, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

 

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

 

• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

 

• координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

 


И. А. Фоменко  предложила  сле­дующее определение анализируемого понятия: «Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления ин­дивидуальных методов работы. Проект урока - это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока)»".

 

 Проанализировав  (на основе открытых электронных источников информации) доста­точно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, приходят к выводу, унифицированной, устоявшейся формы подобной карты на сегодня не существует. Очевидны следующие тен­денции:

 

• популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт доста­точно высока;
• карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от сте­пени детализации хода урока;

 

• разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

 

Для реализации поставленной нами цели очень полезными оказались идеи Мороза Н. Я. об особенностях конструирования технологической карты урока. Его подход отличается тем, что автор предлагает в структуре карты выделять блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

 

• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

 

инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

 

• блок организационно-деятельностный (структуризация: действия и операции).

 

Отдавая дань логичности, системности и подробности предложенной Морозом Н. Я. структуры технологической карты урока, мы считаем, что возможно сохранение основного содержания каждой из предложенных им структурных единиц в карте, не детализованной, однако, на отдель­ные компоненты-блоки. По нашему мнению, моноструктурная карта для учителя-практика явля­ется более оптимальной как по времени, так и по усилиям, необходимым для её составления.

 

Обратиться к проблеме разработки технологической карты урока, позволяющей наглядно проследить ход работы учителя по формированию УУД, нас побудили, среди прочих причин, те существенные изменения, которые предстоит реализовать каждому учителю в ходе введения ФГОС начального общего образования. Одними из этих важнейших новаций являются:

 

• необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных ре­зультатов -личностных, метапредметных и предметных;

 

• новое понимание образовательных результатов - необходимость ориентации на результа­ты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;

 

• понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

 

Очевидно, что эти изменения порождают ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. В контексте нашей проблемы нас интересует второе. Для педагога становится остро актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осо­знанно осуществлять формирование всех групп планируемых результатов. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой нами технологической карты урока, призванной чётко за­фиксировать не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но ви­ды вышеназванных предполагаемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.http://cdn.marketgid.com/images/marketgid_add_link.png
Загрузка...

 

Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая позволила педагогу видеть:

 

• что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, по­зволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых ре­зультатов;

 

• что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логики целостной деятельности;

 

• как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

 

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица - замкнутая матрица, а совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф априори является зако­ном, где наличие незаполненных граф свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, можно определить перечень основных вер­тикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, дея­тельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необхо­димых для его реализации этапов.

 

Одной из основных задач для нас была необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем - прежде всего и пре­имущественно - своей деятельности, и только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице мы предусмотрели визуальное (чтобы обеспечить содержательное) доминирование графы «Дея­тельность учащихся».

 

 Технологическая карта урока

 

Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Теоретики и практики образования  предлагают учителю сегодня разные определения данного понятия, но единства взглядов на сущность понятия «технологическая карта урока», ее структуру и функции карты в педагогическом сообществе нет. В настоящее время в педагогической науке в разных источниках можно увидеть несколько вариантов карт урока. Более того, опрос, проведенный в учительской аудитории, показывает, что большинство учителей видят в процессе конструирования технологической карты значительные временные затраты, учителям сложно выполнить все требования в связи со сложностью и непрозрачностью структуры карты урока.

 

Что же такое технологическая карта урока?

 

В.М. Монахов дает следующее определение «Технологическая карта — документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде инновационных».

 

Н.Я. Мороз  полагает: «Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности».

 

Рассматриваются несколько  подходов к структуре и содержанию  технологической карты урока. «Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы:

 

·Какие операции необходимо выполнять.

 

·В какой последовательности выполняются операции.

 

·С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза).

 

·Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.

 

·Результат выполнения каждой операции.

 

·Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции».

 

Как правило, технологическая карта составляется для каждого урока отдельно и оформляется в виде таблицы. Основными являются вертикальные столбцы: ход урока; деятельность учителя, деятельность обучающегося. Современная технологическая карта переносит основной акцент с деятельности учителя на деятельность ученика, тем самым, ломая сложившийся стереотип подготовки к уроку.

 

Приступая к разработке технологической карты урока, учитель, прежде всего, должен продумать свое место в процессе создания условий для организации деятельности обучающихся. Это значит, что в технологической карте должны содержательно доминировать графы «деятельность обучающихся» и планируемые личностные, метапредметные   предметные результаты».

 

Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, определяющего количество необходимых для его реализации этапов. Эти этапы могут фиксироваться как в вертикальном столбце, так и в отдельной горизонтальной строке. Кроме этого, учитель анализирует, насколько измеримы планируемые результаты, и создает систему формирующего оценивания на уроке, а так же определяет набор средств, при помощи которых будут достигнуты ожидаемые результаты.

 

Как же разработать такую технологическую карту урока, которая позволяла бы воплотить требования ФГОС НОО, спроектировать ход работы учителя по реализации деятельностной направленности педагогического процесса и формированию УУД?

 

Е.В. Якушина  выдвигает тезис о  том, что  собственно технологическая карта должна  отражать  название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

 

Е.В. Якушина считает, что технологическая карта позволяет учителю:

 

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

 

Справедливость тезиса Е.В. Якушиной о том, что при разработке технологической карты урока следует непременно помнить о средствах информационно-коммуникационных технологий на уроке. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты при этом, по мнению автора, заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающегося по освоению темы, оформлении ожидаемых образовательных результатов.

 

Автор предлагает при отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку строго следовать критериям научности и достоверности предоставленной информации, контролировать соответствие применяемых средств ИКТ на уроке целям и результатам, обеспечению всеми компонентами образовательного процесса интерактивности, возможности удаленного (дистанционного) обучения, научно-педагогическим и эргономическим требованиям к электронным образовательным ресурсам.

 

В процессе подготовки к уроку Е.В. Якушина предлагает учителю заполнять карту ИКТ-обеспеченности урока. Данная карта включает несколько граф: вначале следует указать раздел (учебный элемент) урока, далее продумать и описать материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением); следующие графы должны описывать используемые учителем и обучающимися бумажные и электронные ресурсы; в последней графе учитель указывает примерное время, необходимое на выполнение заданий раздела (учебного элемента).

 

Таблица будет иметь следующий вид.

 

Карта обеспеченности урока

 

Раздел

(учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Обучающиеся

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 Карта обеспеченности урока позволит учителю подобрать/разработать задания для обучающихся в бумажном или электронном виде (что особенно важно в условиях нестабильного Интернета), продумать хронометраж урока. При заполнении данной карты на уроке не должно случиться досадных заминок и накладок. Хороша данная карта и для того, чтобы соотнести планируемые результаты со степенью их измеримости и средствами их достижения.

 

Например, учитель запланировать провести работу в группах для достижения результатов:

 

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальны ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций); 

 

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

 

Повышение качества образования (Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

 

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: 1. Определение темы учебного материала. 2. Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 4. Продумывание структуры урока. 5.Обеспеченность урока. 6.Отбор содержания учебного материала. 7. Выбор методов обучения. 8.Выбор форм организации педагогической деятельности. 9.Оценка знаний, умений и навыков. 10.Рефлексия урока.

 

При отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: соответствие ЭОР: целям и задачам урока; основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения); научно-педагогическим требованиям к ЭОР; эргономическим требованиям; научность и достоверность предоставленной информации.

 

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

 

1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи;  мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно - формирующая направленность урока. 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. 4.Сообщение нового материала.

 

5. Решение учебной задачи. 6. Усвоение новых знаний. 7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом). 8. Закрепление изученного материала. 9. Обобщение и систематизация знаний. 10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). 11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. 12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

 

Структура технологической карты включает: 1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; 2. цель освоения учебного содержания; 3. планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); 4. метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); 5. основные понятия темы; 6. технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); 7. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

 


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
                                                             

 

    Междисциплинарная связь в науке признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов  в технологическому подходу в образовании не случайно.  Интерес и внимание педагогов конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

 

Исходя из определения (технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся), можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

 

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

 

- должны быть указаны операции и их составные части.

 

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует  от учителя не только детальной операционально – деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субьект - субьектных  форм взаимодействия его участников. Поэтому  для того, чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс  деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

 

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

 

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

 

- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

 

- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

 

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, пришли к выводу, унифицированной, устоявшейся формы пока не существует. Но выявлены следующие тенденции  в планировании учителями урочной деятельности:

 

-популярность планирования урочной деятельности очень высока;

 

- карты варьируются по перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

 

- разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные  особенности  преподаваемого ими предмета.

 

 Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

 

-блок целеполагания (что необходимо сделать и воплотить);

 

- инструментальный (какими средствами это достижимо);

 

-  организационно-деятельностный  (структуризация на действия и операции).

 

В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися  трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных), сформулированных не  в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.  Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

 

Эта необходимость и определила структуру предполагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и результат.

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x