Технология интерактивного обучения как средство организации эффективной познавательной деятельности младших школьников

Автор: Лежнина Вероника Николаевна

 Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. 

 Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая интерактивные

В чем же суть интерактивных методов обучения? Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изменить учебный процесс «изнутри», уйти от традиционных форм обучения и прийти к новым-задача каждого учителя.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит

активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

интерактивная – Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы  сотрудничества.

Существует три основные формы интерактивного обучения

Применять их можно на этапах урока…

Методы начала урока   Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)

                     позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической  мотивационной сфер личности…Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

    Проблемная ситуация – сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

     Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

 «Знаем – не знаем»

       Результаты применения метода позволяют  мне понять, На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

    «Цветочная поляна»

     Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, с какой целью мы это делаем. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, затем мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированного детьми. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений

Проектная деятельность.

  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

    Метод, идущий от детских потребностей и интересов. С его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. 

   Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.     Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии.                  Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение.  Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как  «Светофор»,  «Мозговая атака».

Метод незаконченного рассказа 

        Использую в основном на уроках литературного чтения.    Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст.       

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.      Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.      Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела)  обучения.

«Итоговый круг»

     На плакате большой круг, разделённый на секторы:

  Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать  кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

Методы подведения итогов позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

В своей деятельности я активно использую интерактивные компьютерные технологии

Интересные и занимательные формы работы с использованием ИКТ, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся  вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.

Использование на уроках интерактивных форм обучения влияет на рост уровня познавательной активности учащихся, на формирование у учащихся стремления к поисковой деятельности.   Прослеживается положительная динамика роста качества обученности  . Учащиеся стали серьёзнее готовится к учебным занятиям, потому что интерактивные формы обучения не позволяют просто «отсидеться»  на уроке, а включают в деятельность каждого ребёнка. Достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.    

 «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

 

    Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность. 

Прикрепленные файлы:
%d1%82%d0%b5%d0%ba%d1%81%d1%82
comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x