Технология проблемного обучения

Автор: Ахметханова Ирина Викторовна

Технология проблемного  обучения 

Содержание 

 

Введение  ……………………………………………………………………….3

1. Какая  деятельность   считается  творческой?........................................4

2. Что  такое  технология  проблемного  обучения?...................................5

2.1. Классификация методов обучения………………………………….…6

2.2. Виды диалогов……………………………………………………………7

3. Проблемно-диалогические   методы  обучения……………………...…9

3.1. 1. Методы   постановки   учебной   проблемы …………………….....9

3.1. 2. Побуждающий  от  проблемной  ситуации  диалог………………13

3.1.3. Подводящий  к  теме  диалог………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………..…17

Литература……………………………………………………………………18

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети.

И все же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете.

                                                                         С.Я. Маршак

Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Чем вызвано ее возникновение?

         Можно указать несколько причин. До середины 50-х годов методы обучения исследовались по преимуществу с точки зрения деятельности учителя, тогда как сущность учебно-познавательной деятельности учащихся оставалась в стороне. Постепенно нарастало осознание того обстоятельства, что обучение – бинарный, двусторонний процесс, что при изучении этого процесса одинаково важно исследовать и деятельность учителя, и деятельность учащихся. Появилось несколько концепций деятельности обучаемых  в  учебном процессе.

Одной из этих концепций является и теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, а главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.

   Основной целью начальной школы являются  условия, в которых младший школьник смог бы «открывать» для себя знания.  Данные условия реализует такая педагогическая технология, как проблемное  обучение, которое направленно на развитие личности ученика.

        

1. Какая деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Таким образом, вторая причина возникновения теории проблемного обучения – общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

         Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

         Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного?

         При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

         Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

         При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей  и найденных решений, догадок, озарений).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.

2. Что такое технология проблемного обучения?

Сущность проблемного обучения заключается в том, что учитель либо вообще не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно, при решении особого рода задач, называемых проблемными, что развивает творческий потенциал и познавательную активность учащихся. Поэтому учёные рекомендуют на уроках использовать проблемные ситуации.

Проблемная   ситуация,   стимулируя  мыслительную  деятельность   учащихся   в  процессе  учения, обеспечивает  главные  условия  возникновения   познавательной  потребности, так как она  -  помогает учащимся осознать тему урока. Главное преимущество такого осознания в отличие от простого словесного разъяснения учителя заключается в том, что проблема не ставится из вне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы. И деятельность ученика приобретает активный, целенаправленный характер.

Исследования учёных  показывают, что при создании проблемных ситуаций процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при объяснении нового материала на уроке. Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных усилий и активных поисков, создаёт  условия    рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении.

На первом этапе усвоение  происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи и требуется самостоятельно применять знания к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом .

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

         Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

2.1. Классификация методов обучения

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний

 

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

·     Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

·     Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

2.2. Виды диалогов

Различают два вида диалога:

·                                Побуждающий

·                                Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

Традиционное обучение – это тип  обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса.

 

                 3. Проблемно-диалогические   методы  обучения

3.1.1. Методы постановки учебной проблемы

Сейчас  мы с  вами  рассмотрим основные проблемно-диалогические методы обучения, описанные в методических литературах. Начнем с методов постановки учебной проблемы.

Все типы проблемных ситуаций имеют различное дидактическое назначение и их можно применять на разных этапах урока.

Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:

Проблемная ситуация.

Формулировка проблемы.

Выдвижение гипотез.

Доказательство или опровержение гипотез.

Проверка правильности решений. (рефлексия-самоанализ)

Воспроизведение нового материала (выражение решения)

Рассмотрим каждый этап   проблемного  урока.

 

I.  Проблемная ситуация.

Условия создания проблемной ситуации

Учителю необходимо владеть:

Поисковыми методами обучения.

Знанием фактического материала (глубоко и прочно)

Технологией  постановки вопросов, «обнажающих»  противоречия  перед учащимися.

Оперированием слов, терминов, знакомым ученикам.

2.  Учитывать   возрастные   особенности   учеников,   уровень   их   развития,интеллектуальные возможности (в первом, втором классах необходимо научитьребят  отвечать и самим формулировать  проблемные вопросы), уметь находитьразные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения наодин  и  тот  же   сюжет,  явление,   выделять  главное.   А  третьеклассники   и четвероклассники уже смогут самостоятельно организовать свою  деятельность  по усвоению знаний, находить средства для решения конкретной учебной задачи.

3. Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания, умения, навыки.

По эмоциональному отклику, реакции учеников, существует 2 типа проблемных ситуаций:

С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного итого  же  задания).

С  затруднением (практическое задание на новый материал,   с  которым  ребята не могут справиться).

       Способы создания проблемной ситуации (по Махмутову М.И.).

При   столкновении   учащихся      с   жизненными   явлениями,   фактами, требующими теоретического объяснения (проблемная ситуация возникает, когда   учитель    преднамеренно   сталкивает   жизненные   представления  учащихся с фактами, для объяснения которых  у  них  не  хватает опыта,  знаний).

При организации практической работы учащихся.

При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению.

При исследовательских заданиях.
Приемы создания проблемной ситуации.

Непреднамеренный: ошибка ученика.

Преднамеренный: - проблемный вопрос:«Можно ли...»,

ложное умозаключение: учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»

аналогии:  образуй  новое  слово  из  слов  «рыбак»  и «ловить», используй образец:  сам  летает - самолет.

- использование противоречивых сведений. «Выбери правильный ответ: Имя существительное ... а). Обозначает предмет или его признак, б). Отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», в). Обозначает предмет или явления природы, отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».

Вопросы для осознания противоречия:

Что удивило вас? Что интересного заметили?

Какие факты налило?

Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?

Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

 

II.   Формулировка учебной проблемы:

Проблема может быть озвучена, как:

Тема урока («Правописание приставок и предлогов»),

Вопрос, ответом на который и будет новое знание. (Как сумму разделить на число?)

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога:

Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за  шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни»,
«Проанализируй»
).

 

III.   При выдвижении гипотез

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

Давайте предположим...

В какой последовательности будете решать проблему...

Выскажите свою точку зрения

Какие есть догадки, предположения.

Если ученики не выдвинули своих гипотез, то учитель предлагает свои (среди них сознательно могут быть ошибочные).

IV.  При доказательстве или опровержении гипотез

Приемы

Наблюдение и анализ.

Сравнение, выделение общих признаков.

Отбор методом исключения (Это не подходит, так как...).

Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез,  их доказательств и опровержения  у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как:

Умение ставить цель

Находить и формулировать противоречия

Выдвигать и обосновывать гипотезы

Спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других

Составлять план решения или выполнения задания

Проверять и оценивать свои действия

 

V.    Проверка правильности решений

Приёмы

1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

 

VI.   Воспроизведение знаний.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:

     Углубляет понимание нового материала

     Способствует формированию наглядно-образного мышления

     Развивает активную речь, творческие способности

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

    На формулирование (темы, вопросов по теме)

    Опорный сигнал (Символ, схема, опорные слова)

    Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Пример: Мы уже не малыши, знаем, как писать ЖИ-ШИ.

Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.

На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении, выражении решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.

Успех проблемного урока зависит от:

·        Осознания учебной задачи учащимися.

·        Четкой формулировки проблемы

·        Знания детьми опорного материала

·        Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы

         В свою очередь методы постановки учебной проблемы подразделяются на несколько видов. Проведем анализ этих методов постановки учебной проблемы.

3.1. 2. Побуждающий  от  проблемной  ситуации  диалог

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Таблица 2.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

 

 

– Какой возникает вопрос?

 

 

– Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

 

Примеры:

ПРИЕМ 1. Таблица 2.

Урок познания мира в  4-м классе по теме «Земля в космосе».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Предъявление противоречивых мнений

 

-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним

Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Что вас удивило? Что интересного заметили?

Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Побуждение к проблеме

-Какой возникает вопрос?

 

-Кто из ученых прав? (ВОПРОС)

Вопрос

Фиксирует на доске

 

 

ПРИЕМ 2. Таблица 2.

Урок русского  языка  в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

 

 

ПРИЕМ 3. Таблица 2.

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация знаний

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. (Работа в тетради)

Легко выполняют задание.

Задание на новый материал.

На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см.

Испытывают затруднение.

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы

-Смогли выполнить задание?

-Нет, не смогли.

-В чем затруднение?

-Это новое умножение.

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали.

(Осознание проблемы).

Побуждение  к проблеме

-Какова сегодня тема урока?

Умножение на двузначное число (Тема).

 

Фиксирует тему на доске

 

3.1.3. Подводящий  к  теме  диалог

         Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                           дочь

шалаш                       печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

         Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Таким образом:

1.   Проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим «открытием» знаний учениками.

2. Место проблемного обучения: это урок изучения нового материала на
любом предметном содержании.

3.   Цель проблемного обучения:

     Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся

     Формирование прочных знаний

     Повышение мотивации через эмоциональную окраску урока

     Воспитание активной личности

4.      Задача    проблемного    обучения:    обеспечить    творческую    учебную
деятельность при введении и воспроизведении знаний.

 

Заключение

Ознакомившись с работами различных авторов, мы пришли к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

 

 


Литература

1.     Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.

2.     Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.

3.     Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, 2010. – 400с.

4.     Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980.

5.     Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для  вузов. – М., 1999.

6.     Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): В 2 кн. – М., 2000.

7.     Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

 

 

 

Прикрепленные файлы:
ш-л №5 Ахметханова И.В. Проблем.обуч. Доклад (восстановлен)
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x