Формирование духовно -нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Автор: Середина Елена Евгеньевна

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя

Советского Союза П. К. Рогозина Каменского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников

средствами внеурочной деятельности.

 

 

 

 

                                                                          Середина Елена Евгеньевна

учитель начальных классов ВКК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Всем, кто работает с детьми, важно не только донести знания, но еще важнее научить детей различать  добро и зло в этом мире. Я работаю по системе Л.В. Занкова и убеждаюсь, насколько ее основная цель – достижение оптимального развития каждого ребенка, совпадает с общей целевой установкой стандарта нового поколения – развития личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Духовно – нравственному воспитанию в системе Л.В. Занкова отводится значительное место не только при изучении учебных предметов, но и во внеурочной деятельности.

         Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.  На основе государственной Программы патриотического воспитания в начальных классах нашей школы разработана своя система работы, целью которой является формирование социально – активной личности гражданина и патриота. Очень важна на сегодняшний день планомерная и систематическая военно - патриотическая и краеведческая работа в школе, т.к. она расширяет кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследования. Участие учащихся в сборе и обработке материалов, создание экспозиций музеев школы стало той повседневной работой, во время которой ребята постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории Отечества. Формы творческих работ учащихся различны: отчеты, сочинения, исследовательские работы. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы.  Цель этой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Важным звеном патриотического воспитания является школьный музей Боевой славы. В нем собран богатый материал о военном прошлом нашего поселка. Музей открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине, он не только знакомит учащихся с фактами, он раскрывает славную историю родной земли через судьбы конкретных людей. Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Этические беседы, творческие мастерские; экскурсии в музеи, заочные экскурсии; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников. Классные часы: «Салют, Победа!», «Герои космоса», Неделя Добра, праздники, посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества», «Дню матери»; школьный конкурс чтецов, посвящённый «Дню Победы» позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.

   Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность,  декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мой  посёлок» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда.

        Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы»,  «Солнышко», способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому  способствует  литературно - поэтическое творчество. 

         А  конкурсы «Вперёд, мальчишки!», «А ну-ка, девочки», утренники  « Осенний калейдоскоп» ,«Новогодняя сказка», «День матери»,  «До свидания, первый класс!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. Нельзя забыть о знакомстве детей с народной декоративной росписью, которая  пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством. И как итог «Праздник русской матрёшки". В сокровищницу народной мудрости входят сказки – древнейшие жанры фольклора. Со сказки начинается знакомство маленького человека  с миром литературы, с миром человеческих отношений и с окружающим миром в целом. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных  народных воззрениях видение жизни. Поэтому, в процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. Одним из источников изучения жизни народа служат проведение праздников с определенными обрядами, песнями, играми и драматизациями. Доброй традицией стало проведение таких праздников как «Осенины», « Рождественские колядки»,« Масленица». В ходе таких праздников дети знакомятся с бытом народа, его понятиями о нравственности, его верованиями, историей и поэзией. Внеклассные мероприятия проводятся в виде вечеров, посиделок, конкурсов знатоков народных традиций. К участию в мероприятиях привлекаем родителей, специалистов учреждения дополнительного образования, библиотеки. Таким образом, знакомя детей с обычаями и традициями русской народной культуры, стараюсь развивать уважение к своему народу, его обычаям, традициям; прививаю любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываю добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого учителя нашей школы формируют у учащихся эмоциональные чувства причастности к духовному наследию прошлого, инициативу и творческие способности. А значит, развиваем и национальное самосознание.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x