Формирование коммуникативной компетентности через проектную технологию на уроках чтения и русского языка в начальной школе

Автор: Болотская Ирина Ивановна

                                                                                                         Ирина Ивановна Болотская

 Формирование коммуникативной компетентности через проектную технологию      на уроках чтения и русского языка в начальной школе

 

 

 

       Статья посвящена использованию современной педагогической технологии: метода проекта в формировании коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках чтения и русского языка. В ней представлен опыт учителя ДОШ IIII ступеней №48, направленный на развитие творческой активности, раскрывающей индивидуальный потенциал каждого школьника.

                                                           …Проектное обучение поощряет и усиливает истинное

                                                                 учение со стороны учеников, расширяет сферу

                                                                субъективности в процессе самоопределения,

                                                                творчества и конкретного участия…

        Проблема формирования коммуникативной компетентности в начальной школе состоит в том, что дети младшего школьного возраста не всегда понятно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием полноценного контакта со взрослыми. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно – образовательного процесса школы.

       Важную роль в работе над формированием коммуникативной компетентности играет использование инновационных педагогических технологий: метод проекта, исследовательский метод, технология критического мышления, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.

        Ведущее место среди методов принадлежит методу проекта, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» – основной тезис метода проекта. Овладение навыками проектной технологии вооружает школьников инструментарием, который поможет им быть успешными и социально адаптированными членами социума. 

       Начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.

       Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребенок рождается исследователем. Ребенку присущи неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать и наблюдать, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно искать новые сведения о мире. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

       Перед учителем начальной школы стоит задача: вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы, обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность и формировать коммуникативную компетентность.

      В младших классах учебный проект является частично самостоятельным организационным процессом деятельности учеников, который даст возможность реализовать подход к обучению через имеющийся опыт. На учебных занятиях целесообразно использование кратковременных исследовательских проектов, частично творческих, индивидуальных, коллективных ролевых и игровых форм работы, информационных проектов. При этом ученикам необходима поддержка и помощь взрослых, уменьшающая свое значение со степенью взросления ребенка.

     Метод проектов является инновационной педагогической методикой. Он позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении. Это особенная философия образования, философия результатов и достижений, цели и деятельности.

     Занимаясь проектной деятельностью, дети, начиная с планирования, поиска информации, вступают в контакт со сверстниками, родителями, учителями, учатся работать с разными источниками, при этом наряду с устной речью развивается и письменная речь, культура общения, коммуникативность.

     Учитывая, что дети в 1 классе впервые встречаются с проектной технологией, им было предложено выполнить дизайн – упражнения. Этот вид проектной технологии родился не случайно. Изучая тему о хлебе «Хлеб – всему голова», мы решили выпустить свою маленькую книжку-малышку. В нее вошли пословицы, поговорки, загадки, рисунки о хлебе. Необходимо было еще оформить обложку к этой книжке и подобрать из стихотворений соответствующие слова. В этой работе нам оказали помощь родители, они же и помогли эту книжку презентовать перед параллельными классами. Дети получили огромное удовольствие от своего продукта.

    У второклассников наиболее эффективно осуществляется в процессе обучения ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученики начинают представлять себя творцами.  Изучая произведения о Киеве, пришла идея создания проекта «Город, где мы живем». Тип проекта: исследовательский. Дети были разделены на группы: историки, аналитики, умники, художники. Среди них были избраны старшие групп. У каждой группы было свое задание, проведены консультации с группами. По возникающим вопросам обращались к учителю или родителям. Виды презентаций были различны: небольшие сообщения, сочинения-миниатюры, выпуск газеты, рисование иллюстраций. Итогом этой работы была экскурсия по городу.

В 3 классе при изучении произведений о Защитниках Отечества был создан проект             «Памяти павших будьте достойны». Была поставлена проблема, определены задачи, составлен план работы, продумана презентация. То есть выполнены проекта:

                        Проблема – Планирование – Поиск – Продукт  –  Презентация.     

      На уроках чтения, построенных на проектной технологии, в 4 классе использовала следующие виды: исследовательский (ученики ищут дополнительную информацию, анализируют ее, обобщают материал), словесное рисование (описывают внешний вид героев, природу), ролевые игры (инсценируют фрагменты, эпизоды текста), задания (готовят иллюстрации к произведениям, придумывают продолжение историй). Примером есть уроки: «Что за чудо эти сказки!», «Цветик – семицветик», басни Крылова.

     В 3-4 классах, встречаясь с крылатыми выражениями, на уроках русского языка, создали проект «Устойчивые  словосочетания русского языка».  Презентация этого проекта показала, что формирование коммуникативной компетентности эффективно осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и ее реализации. Успешному формированию данной компетентности на представленных уроках способствовали своеобразные памятки для учащихся:

²  логично строю речь;

²  ясно излагаю мысль;

²  не теряю «нити» разговора;

²  правильно и красиво говорю;

²  владею интонацией, умею вести нужные записи;

²  умею варьировать темп речи;

²  владею вниманием слушателей;

²  не употребляю слов-сорняков.

Наблюдение за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути информации. После любого выполненного проекта предлагала ребятам произвести самооценку своей практической деятельности.

Полезно

                        Интересно

 

Моя работа

Общая работа

                      

        Таким образом ученики оценивают не только полезность данной деятельности, но      

и, занимаясь самонаблюдением, оценивают свою работу, что очень важно для формирования самооценки, самоконтроля, саморазвития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бухлова Н.В.   Навчаємося вчитися.-К.Вид. дім «Шкільний світ», 2006

2. Гін В. І.    Прийоми педагогічної техніки.- Х. Вид «Ранок», 2007

3. Морзе Н.   Метод навчальних проектів.- К. Вид «Шкільний світ», 2007

4. Окул М., Пешковська Н.  Метод проектів у дії.- Завуч ,2005, №9

 

5.Родигіна І.В.  Компетентнісно – оріентований підхід до навчання – Х. Вид.                       Група   «Основа»,  2006

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x