Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

Автор: Нугаева Гульнара Шамильевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

table.MsoTableGrid

{mso-style-name:"Сетка таблицы";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-unhide:no;

border:solid windowtext 1.0pt;

mso-border-alt:solid windowtext .5pt;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;

mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда"

Древняя восточная мудрость

               Мы часть общества, в котором новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования с учетом ФГОС второго поколения является формирование совокупности “универсальных учебных действий”. Для решения данной задачи мы должны перейти от традиционного подхода обучения к системно-деятельностному, который базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые в свою очередь формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.   (На слайд)Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.)

                Что же такое УУД? Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.    Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия. (СЛАЙД)

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

 Познавательные действия включают: общеучебные, логические , знаково-символьные, информационные (слайд с познавательными ууд ) Математика,  как наука и как учебный предмет играет важную  роль в процессе формирования познавательных УУД.

Современному человеку , вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка , необходимо быть  творческим, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать новую информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях. Главное стратегическое направления образования мною видится в организации  образования, где ученики включаются в деятельность по самостоятельному добыванию знаний, и это обучение   связано  с реализацией  интерактивного обучения. Главной особенностью использования методов интерактивного обучения является вынужденная интеллектуальная активность, данные методы стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. (на слайд) По этому поводу А.Франц говорил: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».)

Практика работы в школе показала, что обучающиеся не  всегда умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, применять знания на практике, делать выводы, формулировать  и решать проблемы, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процесса и результатов деятельности,  для них главным методом оперирования идеями является синтез. Я осознала, что уровень  развития ПУУД недостаточен. Активность учеников на уроке низкая, интерес к математике ниже среднего. Данные противоречия  способствовали выбору данной темы.

  Учебная  деятельность учащихся по формированию ПУУД  строится на основе системно- деятельностного подхода, с опорой на современные образовательные технологии деятельностного типа .

Современные педагогические технологии:


   -кооперативное обучение=

сотрудничество+взаимопомощь

   -проблемное обучение (А.М. Матюшкина._)

   -проектный метод;

   -дифференцированное обучение;

 -игровые технологии;

   - технология формирования критического мышления.

Икт -технология


Цель моей педагогической деятельности-  сформировать  у учащихся те навыки и воспитать те качества, о которых говорилось ранее., через использование интерактивных форм обучения.

НА СЛАЙД)Задачи:

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией,       представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной, групповой и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Ведущая педагогическая идея опыта: через развитие универсальных познавательных учебных действий с опорой на интерактивное обучение, помочь ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, а для этого действовать по формуле: от действия — к мысли.

Обучение строится на принципах:

·         Проблемности- обучающиеся получают знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности

·         Деятельности-человек осознает только то, что он совершает.

·         Комфортности-

·         Дифференциации-

·         диалогического взаимодействия

Описание системы работы Основным результатом образования должна  быть не только сумма знаний выпускника, но и овладение способностями – «критическим» мышлением, умением действовать в реальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Для формирования ПУУД , учитывая сложившуюся ситуацию, в должности учителя математики , организую следующую систему работы.1.Определяю цель, принципы  работы. 2.Структурирую содержание программы 3. Определяю методы, средства, формы работы для формирования ПУУД. 4. Организую совместную деятельность . 5.Провожу диагностику  уровня ПУУД, корректировку системы работы.

Изучение новой темы начинаю со знакомства учащихся с планом изучения данной темы  или совместного планирования (в зависимости от  конкретного класса). Например, 7 класс  тема «Уравнения с одним неизвестным» -10 часов. Из таблицы учащиеся  видят, на каких уроках будет осуществляться изучение нового материала, отработка ЗУНов, контроль, рефлексия, коррекция; где работа будет организованна в парах, группе, индивидуально, фронтально. На каких уроках отметки получат все.  ( слайд  из календарно-тематического плана)

  Методы обучения. Метод педагогической деятельности- способ решения какой-либо педагогической задачи. Центральными методами для реализации поставленных целей считаю  методы интерактивного обучения, которые интегрируются с традиционными методами. Технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и ученика, активное участие самого ученика в учебном процессе, а также создание комфортных условий в классе , снимающих нервное напряжение. Данная технология  предлагает инновационные интерактивные методические приемы, которые ориентируются на создание условий  для свободного развития личности , на каждой стадии урока. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения. Но, как правило, при изучении нового материала чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков репродуктивные методы  постепенно заменяю на частично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы, метод проектов. Приведу примеры интерактивных методов обучения , направленных на формировании ПУУД.

1этап.Актуализация знаний.Мотивация  Основные методические приемы, используемые на данной этапе:

·         составление кластера,( Прием «кластера» позволяет  установить связь ключевого понятия темы с другими понятиями, это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему. Кластер помогает свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Они могут использованы также на этапе обобщения и систематизации знаний. Разбивка на кластеры проста:

ü  Напишите ключевое слово или предложение в центре листа или доски.

ü  Начните записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

ü  Выпишите столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Этот прием  заканчиваем составлением блок-схемы.

Пример: Тема «Равнобедренный треугольник и его свойства»

                           

Равнобедренный треугольник

 

Боковые стороны

Основание

Углы при основании

Биссектриса

Медиана

высота

 

 

Углы при основании равны

Боковые стороны равны,

Медиана, биссектриса, высота проведенная к основанию совпадают

                     Если тема более узкая: «Решение линейных уравнений ах=в» 5 класс

            

Х=в/а

Если а не равно 0 и в не равно 0, то х=в/а

Если а=0 и в=0 , то уравнение имеет бесчисленное множество корней

Если а=0, а в не равно 0, то уравнение корней не имеет.

 

·         разминка в виде устного счёта. Задания для устного счёта написаны на доске, к каждому заданию варианты ответов (один верный). Каждый ответ подписан каким-нибудь действием, например: “похлопать в ладони”, "взять себя за нос", "закрыть глаза", "присесть около стола", "скрестить руки на груди", прокричать:"ку-ка-ре-ку!" и тому подобное. Ученики решают задание, находят правильный ответ и выполняют действие. Такой интерактивный устный счёт служит хорошей мотивацией для изучения новой темы, демонстрирует важность внимательности и совместности действий.

·         Прием «Корзина идей» . По названию текста , который учащимся предстоит прочитать, им предлагается подумать предположить, о чем будет текст , а также высказать все, что они знают по данной проблеме, письменно.После работы над текстом все идеи извлекаются, анализируются, исправляются и связываются в логические цепочки.

·         «Блицопрос» ,«мозговой штурм» при проведении следующих видов заданий:
– Поиск лишнего, закономерности
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями

2 этап :Изучение нового материала

·         Метод "Мозаика (ажурная пила)" позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, он служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний. Расскажу, как я применяю этот метод на уроках.

                                 1. Определяю, на какие задачи раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе.

                    К примеру: изучить определённый учебный материал или отработать навык применения учебных знаний.

               2. Подготавливаю необходимую информацию для каждой экспертной группы: разделы изучаемого параграфа,            набор задач и т.п. Желательно, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы, подобрать задания по учебнику или другим источникам, сделать копии и др.)

                   3. Каждая группа состоит из нескольких человек, которые будут являться экспертами по определённой теме.         Экспертов каждой темы (раздела темы, типов задач, уравнений и т.п.) обозначаем цветами: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов(по разным темам).После того как члены "основной" группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между       собой,"эксперты" расходятся по "экспер тным" группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему, решают свои задачи и т.д. Группа экспертов определяет чему каждый из "экспертов" научит свою "основную" группу. Затем "эксперты" возвращаются в свои “основные группы” и докладывают группам о проделанной работе, обучая своих товарищей. Итоги урока подводит "основная" группа, которая может оценить вклад разных “экспертов” в общее решение. В конце преподаватель проверяет уровень освоение материала учащимися и подводит итоги занятия.

                               Пример:7 класс Тема :»Свойства степени»

                                    Делю класс на 5 групп, по количеству свойств

·         Метод «Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой урока.

 

3 этап: Обобщение и систематизация знаний

Ставя перед собой задачу обобщения ранее изученного материала, я использую методы

·         «Мозговой штурм»

·         Метод "каждый учит каждого" ( на слайд используется на уроке при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Обучение друг друга – это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы , слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес.)

На основе данного метода используется  следующий прием:

Прием составления взаимных  творческих задании , которые активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы,   способствуют формированию творческих возможностей школьников.

ü  Составление математических задач.

ü  Составление математических кроссвордов.

ü  Судоку, ребусов

ü  Создание  проектов  по материалам повторения: « История чисел и вычислений» , «Золотое сечение», «Пифагор  и его теорема» ,«Уравнения и неравенства с модулем», «Графический способ решения текстовых задач», «Применение производной при решении задач».

Приведу пример заданий по теме «Тригонометрические уравнения». На первых уроках по решению тригонометрических уравнений в учебниках даются задания на отработку формул корней уравнения. Мы добавляем вопросы к этим уравнениям:

1.       Выбрать корни, принадлежащие промежутку;

2.       Выбрать корни, удовлетворяющие условию.

И учащиеся должны использовать ранее изученный материал по свойствам тригонометрических функций.

·         «Групповая дискуссия»

Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.  (Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер.) групповые дискуссии  можно применить при проверке следующих видов домашних заданий.

ü  Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры.

ü  Математические сочинения.

ü  Доклады и рефераты.

ü  Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.

ü  Оформление  и защита решения нестандартных задач,

ü  представление исторического  материала;

ü   различные приемы доказательства теорем,

ü  разнообразные способы решения заданий;

Содержание данных заданий может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе  иметь профессиональную направленность. Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

 

“Аквариум” – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.

В 5ом классе при решении уравнений следующего типа, учащиеся сталкиваются с проблемой - невозможностью решения уравнения. 15х – 24 = 81

2 наводящих вопроса. Чем является 15х?

Как найти неизвестное «уменьшаемое»?

·         Синтез идей Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая — второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая -третьей и т.д. Когда исследования с учетом дополнений одноклассников заканчивается, листок возвращается к хозяевам, каждая группа презентует свои работы.Можно  создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы

·         "карусель". Это образовательная игра пригодна и для проведения урока, и для внеклассного мероприятия(например, олимпиада).Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А, так как математическая "карусель"-это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики.

Правила математической "карусели".

Математическая "карусель" – это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачётном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (на пример от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачётный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачётный рубеж и присоединяется к игроку № 1 и т.д. В дальнейшем члены команды, находящиеся на “исходном” и “зачётном” рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачётный рубеж, но если на зачётном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном и на зачётном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи . При этом задача считается нерешённой. После того, как часть команды, находящаяся на каком – либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от неё, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачёте команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешённой следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов или больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решённая задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решённая задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если:

а) кончилась игровое время,

 б) кончились задачи на зачётном рубеже,

 в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока.

Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность "карусели" может составлять от 20 минут до 2 часов и зависит от её целей, количества и трудности задач и размеров команд.

       

 

4 ЭТАП:При проведении рефлексии использую приемы

·         написания синквейна*,

1 строка – 1 существительное (тема),
  2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),
 3 строка – 3 глагола (описание действий),
 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

                           Функция

Квадратичная, симметричная,

Строится, переносится, применяется

Очень часто в жизни встречается,

Эта квадратичная функция!

·         предлагаю учащимся закончить предложения:

                                         Сегодня на уроке…

- узнал…

- учился…

- смог, потому что …

- у меня не получилось, потому что…

- дома надо потренироваться…

 

                                         Работа в группе мне …

                                          Хочется пожелать, чтобы… и др.

·         телеграмма 
      -Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
        -  Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Формы организации обучения.

В свою очередь я, как учитель, использующий интерактивную модель обучения, выступаю в нескольких основных ролях.        В роли информатора-эксперта я излагаю текстовый материал, демонстрирую числовой предметный ряд, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса и т.д.

 В роли организатора я налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.).

 В роли консультанта я обращаюсь к опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

В своей работе я использую коммуниктивные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах).

Формирование групп.

Особое внимание  уделяю формированию групп. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное учителем. Предпочтение отдаю организованным группам .

        Пример способа формирования:

ü     называю количественный состав группы, даю две - три минуты на сбор групп, иногда распределяю только «лидеров», остальных они набирают сами;

ü     учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе;

ü  на столе заданием вниз  лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.

           Организованное распределение происходит следующим образом:

ü    на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы;

ü  при входе в класс раздают учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу;

ü  учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" - более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.

По моему мнению, лучше всего организовывать группу с обязательным, но сменным составом, предотвращая возможность возникновения соперничающих друг с другом  внутриклассных группировок. 

Организация групповой работы.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко:

1.    Подготовка к выполнению группового задания:

· постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

· выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);

· раздача дидактического материала по группам.

2.    Групповая работа:

· знакомство  с материалом, планирование работы в группе;

· распределение заданий внутри группы;

· индивидуальное выполнение задания;

· обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

·     обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

·        подведение итогов группового задания, выводы.

3.    Заключительная часть:

· презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;

· анализ познавательной задачи; рефлексия;

· общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;

· дополнительная информация учителя на группу.

Численный состав групп также важен, поэтому при первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке основных понятий, проведении тренинга учебных умений и навыков, использую учебную пару . Характер такой деятельности – репродуктивный, это формы* работы: "Эхо", "Домино", "Диспетчер и контролер"*. Можно использовать пары постоянного и переменного состава, статические и динамические. Последняя форма особенно нравится детям 5-6 класса ("Хоровод", "Ручеек").  Для учителя оценить работу 10-15 пар учащихся проблематично, поэтому использую ее небольших по количеству учащихся в классах. При формировании знаний умений и навыков по теме использую "Триады", "Квартеты", которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя), причем можно задания написать на разном цвете карточках в зависимости от сложности; выполнил верно, – добавляешь баллы в групповую копилку. Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений" . Ценность данного  урока  - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. Учитель на данном уроке может оценить работу и каждого ученика отдельно и работу группы.

Групповую формы работы использую при подготовке к ЕГЭ. Класс делю на 3 группы с низким уровнем мотивации, со средним уровнем, с  высоким уровнем мотивации.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Использую формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой- это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу.Учащиеся с удовольствием работают в группах любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать чёткие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

уроки-консультации, также использую игровую методику. Моим ученикам нравятся игры:Умники и умницы, математические жестокие игры, большие гонки. В ходе игры происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

 

Внеклассная работа.В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников используются такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету.

В своей работе стараюсь использовать наиболее распространенные формы внеклассной работы: кружки, недели математики, научно-исследовательская работу,  олимпиады, турниры. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Ввиду этого в своей работе применяю  всевозможные командные соревнования такие как:

·         Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

В этом году мы проводили конкурс по решению головоломок среди учащихся 5 – 8 классов.

1.     Основные задачи Конкурса по решению головоломок – повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2.     Участники Конкурса – команды численностью 4 человека.

                        3.Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение   которых дается 30-40 мин.

                      4.За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Приведу примеры игр, которые можно использовать на любом предмете изменив его содержание.

ü  «Морской бой» излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле  – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса. Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков, остальным присуждается звание «участника».

ü  Математический КВН имеет традиционные туры:

               I тур – Исторический

II тур – Конкурс капитанов

III тур – Логические цепочки

IV тур – Текстовые задачи.

ü   «Звездный час»

ü  Счастливый  случай

  • В нашей школе начал работать кружок «ФИЗМАТРИЦА» с выпуском газеты с соответствующим названием. Здесь печатаем творческие работы учащихся, результаты их деятельности.( слайд с номером газеты.)

Самым масштабным  ежегодным мероприятием по математике в нашей школе является предметная неделя. Мероприятия стараемся менять, но по традиции – это занимательные уроки и внеклассные мероприятия и игры по параллелям, защита проектов, награждение  . Заканчивается неделя турниром математических боев среди учащихся 5 – 10 классов .Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Средства обучения математикеОжидаемых результатов  можно добиться,  применяя интерактивные и мульмедийные средства обучения.Компьютерная технология – это технология организации учебно-воспитательного процесса, которая формирует культуру работы с информацией, культуру сотрудничества, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека  думающего».

Для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам нашей программы (использование Интернета). Остановлюсь на некоторых из них. Не все является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.


В своей работе пользуюсь программами

Microsoft Excel, Microsoft power point, publisher  и журнал «"Компьютер школьного учителя математики", который предлагает графики элементарных функций, тренажеры по различным темам, программа "Мастер диагностики учащихся". Она позволяет учителю сразу после тестирования получать результаты вот в таком виде:Текущие результаты тестирования, представленные в виде процентного отношения правильных ответов к числу испытаний по каждой ключевой теме курса математики, а также в графическом исполнении можно не только посмотреть на экране компьютера, но и сохранить в виде файла формата xls или распечатать.

Простая в использовании и очень полезная для учителя математики программа. Калькулятор позволяет вводить пример на все действия любой сложности и выдает полное его решение с записью этого решения по действиям, да еще и столбиком!

Например, вводим в окно программы пример:

нажимаем равно и сразу, в этом же окне, получаем результат:

журнал содержит программы: Решение треугольников Team9A ,Рисуем по координатам KOODRAW , Графики Graphics , программа, которая позволяет решить любое квадратное уравнение - найти его действительные корни или объявить, что они не существуют ,Анализ функций, построение графика

Адрес сайта.http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id

Кроме мультимедийных средств обучения, использую следующие:

ü  средства  наглядности - модели, таблицы, чертежи

ü  Настенные таблицы по математике используются для решения различных дидактических задач, но основная их особенность - возможность размещения на стенах классной комнаты на длительное время. Многократное их использование обеспечивает более глубокое запоминание содержащегося в них материала, с одной стороны, и дает возможность быстро навести необходимую справку - с другой.

ü  Система задач по каждой теме

ü  Дидактические материалы

ü  Самостоятельные дифференцированные задания

Результаты: Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных

  действий,  которая  включает у моих детей действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Это подтверждается:

-Качество знаний растет

                                            Экспериментальный класс                            традиционный класс

Качество знаний

Математика( Алгебра     геометрия)                                             алгебра    геометрия

 

 

геометрия

2008-2009

49%                                                                                                     50%

 

 

59%

2009-2010

54%                                                                                                      50%

 

 

58%

2010-2011

                            60%           59%                                                       52%            49%

 

 

60%

2.      Достижения учащихся в предметных олимпиадах.

Учебный год

Уровень

Класс

Количество учащихся

Занятое место

2007-2008

школьная

9, 10, 8

10 человек

1, 2, 3 места

 

районная

9, 10, 11

3 человека

9 кл – 2 место

10 кл – 3 место,

2008-2009

школьная

5,9, 10, 11

15 человек

1, 2 места

 

районная

5, 10, 11

2 человека

5 кл- 2 место

10 кл – 3 место,

2009-2010

школьная

6, 10, 11

15 человек

1, 2, 3 места

 

районная

6, 10, 11

3 человека

6 кл- 2 место

10 кл – 4 место, 11 кл – 5 место

Мои учащиеся ежегодно принимают активное участие в международной математической игре «Кенгуру», занимая призовые места

-1, 2,3 места в муниципальном этапе международного математического конкурса «Кенгуру»  2011 год .

 Таиров Газинур 8 класс , место в районе -1

Клеблеева Айгуль 6 класс, место в районе -2

Стенюшкин Николай 6  класс, место в районе-3

3 место -2008 год, Таиров Газинур

Результаты ЕГЭ по математике 2010 год         2011год

Всего экзаменуемых 27                                            35

Средний балл 48.74                                                    49.34

Не набрали мин.балл 0                                              0

Набрали мин.балл 27                                                 35

Процент поступления в ВУЗЫ 2010            2011

                                                        45%            57%

Диплом лауреата в  олимпиаде Олимпус 2011 год

 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект по математике:1. «История чисел и вычислений» 6 класс     2 место , 2010 год  школьная неделя математики

2. История развития тригонометрии, 2011 год.Свидетельство о публикации в электронном СМИ

 Вывод:Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.  Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания учащихся служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, ученики берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся и ПУУД..С приобретением практического педагогического опыта неоднократно изменялись мои взгляды на процесс образования. Из технологии интерактивного обучения я взяла много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей, для формирования пууд. Ученики способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Свой опыт расширяю внесением в процесс обучения игровой технологии, технологии проблемнодиалогического обучения (Е.Л. Мельниковой), дифференцированного обучения, метод проектов. Существует много других интерактивных методов обучения , которые предстоит усвоить и опробать в своей педагогической деятельности.Школа должна закладывать фундамент для обучения в ВУЗах и дальнейшей жизни, используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение  помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 26 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x