Формирование универсальных учебных действий как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках математики

Автор: Рубан Наталья Ивановна

С переходом на новые стандарты в образовании педагоги по-новому взглянули на процесс обучения учащихся на уроке. Если раньше была задача научить выполнять определенный алгоритм в определенной ситуации, то теперь учащийся сам должен найти свой способ достижения цели и учитель должен только указать цель, к которой должен стремиться ученик. Учитель теперь не «поводырь» учеников в темной комнате, а указатель направления движения и способов достижения результатов обучения. Возникает вопрос как тогда надо строить новый урок, на котором ученик бы сам стремился достичь возможного для него результата?

         Одним из предлагаемых вариантов работы на уроке это применение упражнений и методик предназначенных для развития универсальных учебных действий (УУД).

Начнем с определения: Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.  Все УУД можно разделить на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Все отличие построение нового урока в умении преподнести материал таким образом, чтобы ученик не получил «разжеванный» материал, а проделал определенную работу – мыслительную или практическую – и сделал своё «открытие», получил результат, сформулировал вывод.

Основные функции УУД

Универсальных учебных действий можно разделить на четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Каждая из групп развивает разные действия.

Личностные действия направлены к развитию личностных качеств учащегося: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Регулятивные действия направлены к развитию организационных качеств учащегося: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия направлены к развитию учебных качеств учащегося: общеучебные универсальные действия,• Логические универсальные действия, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия направлены к развитию умений совместной работе:  постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция действий.

Процесс формирования УУД проходит в несколько этапов:

                    1этап - вводныймотивационный. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы и цели. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы.

                    2 этап - открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приёмы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности

                    3 этап - формализация знаний. Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

                    4 этап - обобщение и систематизация. На этом этапе применяются приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему

Виды заданий

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.

Регулятивные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

Коммуникативные УУД: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по выполнению заданий; парный опрос; ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …

Личностные УУД: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

Познавательные УУД:«преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль;  взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

Пример №1: раскодируй слова, используя ключ:

с

в

л

о

е

ж

т

и

н

ы

ч

а

ь

д

я

0,5

3

0,8

2,5

6

1,5

4,8

5

2,1

0,4

8,4

1,4

5,4

0,9

3,6

Вписать буквы и прочитать слово:

1-0,1

5,3+0,7

4,7-4,2

2,4+1,2

1,9+2,9

3,4+1,6

10-1,6

3-0,9

0,15+0,25

8,4-2,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример №2: 1. Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)•37;

43•24+62•24;

(1355-955)•66;

(43+62)•24;

1355•66-955•66;

128•37+57•37.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)•c = a•c+b•c.

Сделай вывод.

Пример №3: «Восстанови запятые»

4 8+2 2=7

1+3 0 8=4 0 8

1 2+9 2=2 1 2

9 4 5 – 5 4 5 =4

5 3-1 7=5 1 3

Необходимо добавить запятые, которые позволят получить верные равенства.

4, 8+2, 2=7

1+3, 0 8=4, 0 8

1 2+9, 2=2 1, 2

9, 4 5 – 5, 4 5 =4

5 3-1, 7=5 1, 3

 

Пример №4: Для вывода темы урока представить ситуацию, когда дроби сопоставляются с половинками яблок и провести анализ в форме дискуссии: Если мы будем сравнивать дроби  QUOTE

    и посмотрим на эти дроби как на половинки яблок, то, что мы можем сказать об этих дробях и половинках яблок? (

QUOTE

   - половина яблока, часть яблока,  QUOTE

   – 2 половинки, целое яблоко,  QUOTE

   - 3 половинки, целое яблоко и часть яблока). Давайте, мы разделим дроби на две группы и придумаем этим группам названия (без целых частей назовем правильными дробями, а с целыми частями – неправильные). А как мы можем узнать, к какой  группе относиться дробь? (сравним числитель и знаменатель, если числитель меньше знаменателя, то дробь – правильная, а все остальные неправильные) и делаем вывод в виде правила.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x