«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Автор: Мартьянова Любовь Ивановна

Мартьянова Любовь Ивановна

eчитель математики МАОУ «СОШ № 135» г. Пермь.

 

 «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Современное общество требует от человека способности постоянно учится и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе, как психологическая составляющая универсального ядра  фундаментального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики

Ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться.

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:

1)   личностные  Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего  мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди»,  «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»

В математике: смыслообразование

2)        регулятивные  Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

   В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий

3)        познавательныеСистема способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

В математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

4)   коммуникативные  Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа

 

Виды заданий:

личностные:

—      Участие в проектах

—      Подведение итогов урока

—      Творческие задания

—      Мысленное воспроизведение ситуации

—      Самооценка событий

—      Дневники достижений

регулятивные:

—      Преднамеренные ошибки

—      Поиск информации в предложенных источниках

—      Взаимоконтроль

—      «Найди  ошибку»

познавательные:

—      Упорядочивание

—      «Цепочки»

—      Составление схем-опор

—      Работа с разного вида таблицами

—      Составление и распознавание диаграмм

—      Поиск лишнего

коммуникативные:

—      Составь задание однокласснику

—      Оцени работу товарища

—      Работа в группах

—      «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение решать задачи –

такое же практическое искусство,

как умение плавать и бегать.

Ему можно научиться только

путем подражания и упражнений

Д. Пойа

примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе

Личностные УУД

1. Сколько существует маршрутов, посещения трех памятных мест: Кузнечики, Подольские курсанты, памятник Виктору Талалихину в парке Культуры и отдыха. Есть ли среди этих памятников летчик-истребитель герой Советского союза?

патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края

2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.

Дополнительное задание: составьте меню на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов, рекомендованных для питания школьников (на стенде в кабинете математике)

знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания

3. Образец дневника достижений (распечатка для каждого учащегося в начале урока) – ученик сам оценивает свою деятельность

Этап урока

устный счет

домашнее задание

первичное закрепление нового материала

итог урока

рефлексия

моя оценка

 

 

 

 

 

 

 Регулятивные УУД

 

1.  Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:

 

4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)

 

4x – 12 = x + 2x + 2

 

4xx – 2x = 2 + 12

 

x = 14                       Ответ: 14

 

Анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.

 

2.  Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам

 

 

 

составление плана и последовательности действий, способность к волевому усилию и преодолению трудностей

 

3. Правильно прочитай сведения о древнегреческом ученом, записанное без пробелов

 

Приблизительные годы жизни Пифагора – 570 – 500 года до н.э.РодилсябудущийматематикнаостровеСамос,позжепереехалвКротен.ИменнотамПифагорначалзаниматьсянаукой,проводитьисследованияихитроумныевычисления…

 

Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера, редактирование текста

 

4. Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий на уроках математики

 

Задача: для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно (личностные УДД: проявление внимания, интереса, желания больше узнать). Сколько сахара (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг. теста? (создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися)

 

Решение

 

Регулятивные УУД

 

Пусть масса одной части х грамм,

 

Тогда для теста потребуется 5х  муки; х маргарина; 3х молока; х сахара (поиск решения проблемы учащимися)

 

По условию задачи надо приготовить 4 кг. теста. Составим уравнение:

 

5х + х + 3х + х = 4

 

10х = 4

 

х = 0,4 (кг) (решение задачи)

 

проверка: 5 ∙ 0,4 + 0,4 + 3 ∙ 0,4 + 0,4 = 4 (определение успешности выполнения своей работы)             Ответ: 0,4 кг. сахара необходимо

 

Рекомендации по развитию УУД

 

1.    личностные.

 

·      помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности;

 

·      в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который открывает ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения;

 

·      организуя учебную деятельность по математике, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики (сотрудничество с школьным  психологом)

 

регулятивные УУД

 

·      научите учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

 

·      научите учащегося контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму;

 

·      помогите учащемуся научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

 

Познавательные УУД

 

·      чтобы учащиеся усвоили материал по математике, научите их мыслить системно(например – основное понятие (правило) – пример – значение материала)

 

·      постарайтесь помочь учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности , учите их учиться;

 

·      найдите способ, чтобы учащиеся применяли свои знания на практике;

 

·      развивайте творческое мышление, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще предлагайте учащимся творческие задания

 

Коммуникативные УУД

создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы;

·      не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке;

·      изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x